Примерное время чтения: 10 минут
614

Весталки тоже любят. В Перми прошла премьера балета «Сильвия»

Аполлон и его музы славят в Храме искусств подвиг любви Сильвии и Луция
Аполлон и его музы славят в Храме искусств подвиг любви Сильвии и Луция / Никита Чунтомов / Пермский театр оперы и балета

5 декабря в Пермском оперном давали первую балетную премьеру сезона 2024/25 – балет Лео Делиба «Сильвия» (12+). Руководитель балетной труппы театра Алексей Мирошниченко поставил его в стилистике большого классического спектакля конца XIX века по собственному либретто. Премьерные показы состоятся также 6, 7 и 8 декабря. Подробности – в материале сайта perm.aif.ru.

Рождение сюжета

Пермяки уже привыкли к авторским балетам Мирошниченко. «Щелкунчик», «Ярославна», «Шахерезада», «Золушка» идут в Перми не только в его хореографии, но и по сочинённым им же либретто. Не стала исключением и «Сильвия».

«Балет “Сильвия” впервые был поставлен в 1876 году в Парижской опере, – рассказывает хореограф. – На мой взгляд, его либретто немножко не дотянуло до музыки. Поэтому балет редко где шёл. В России его поставили в 1903 году, а после 1917-го он уже почти не появлялся на сцене».

В балетную историю ХХ века «Сильвия» вошла благодаря постановкам Фредерика Аштона и Джона Ноймайера. Но либретто там было то же – созданное Жюлем Барбье и Жаком де Рейнахом по пасторали «Аминта» Торквато Тассо. Некая куртуазная история, шифрующая реальную и очень личную ситуацию Тассо.

«Мне хотелось дать достойное применение изумительной музыке Делиба, этой жемчужине французского романтизма. И я решил найти новый сюжет, – продолжает Алексей Мирошниченко. – При этом важно было сохранить название «Сильвия», ведь оно знаковое для балетного мира. В моём “портфеле” балетов “Сильвия” жила давно. И сейчас, мне кажется, пришло её время: нам нужен большой торжественный спектакль, в котором была бы занята вся труппа, включая миманс, плюс хореографическое училище».

В балете, основанном на мифах, много сказочных, мифических существ.
В балете, основанном на мифах, много сказочных, мифических существ. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Взять за основу либретто рассказ Валерия Брюсова о Рее Сильвии, где значительная часть сюжета разворачивается в подземелье с Золотым дворцом Нерона, не позволили возможности пермской сцены. Тогда Мирошниченко решил обратиться к мифу о самой известной в истории весталке Рее Сильвии. Служительнице римского культа богини Весты и матери близнецов Ромула и Рема, легендарных основателей Рима. Ну а затем её история привела его к роману «Опимия» Рафаэлло Джованьоли (того самого, автора «Спартака»), который тоже посвящён весталке, влюблённой в мужчину. Используя эти источники, он и придумал собственный сюжет.

Французская жемчужина в античной гравировке

Пермская «Сильвия» – не про рождение Ромула и Рема. Их вообще нет в спектакле – действие происходит в доримскую эпоху. Эта «Сильвия» – про героизм, предательство и вечную любовь. Трагическую, но очень красивую.

VIII век до нашей эры, 500 лет после Троянской войны. Время правления Нумитора - царя Альба-Лонги, потомка Энея и отца Реи Сильвии. Чтобы завладеть царским троном, младший брат Нумитора, Амулий, убивает его. А Сильвию, влюблённую в отважного воина Луция и уже помолвленную с ним, вынуждает стать весталкой. Это значит, что 30 лет она должна исполнять обет безбрачия, за нарушение которого её ждёт погребение заживо.

Луций и его близкий друг Асканий.
Луций и его близкий друг Асканий. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Однако Сильвия и Луций не в силах отречься от своих чувств. Ради них они принимают страшную участь вместе. И в финале спектакля Аполлон и его музы славят в Храме искусств их подвиг любви.

Над новой постановкой Алексей Мирошниченко работал со своей постоянной творческой командой — сценографом Альоной Пикаловой, художницей по костюмам Татьяной Ногиновой и художником по свету Алексеем Хорошевым.

В качестве дирижёра-постановщика на большой балетной сцене дебютировал Иван Худяков-Веденяпин.

«Музыкальная редакция нашего спектакля напрямую связана с либретто Алексея, – поясняет он. – Во времена Делиба в балетные спектакли часто включались фрагменты, созданные другими авторами. Например, в “Корсаре” Адана есть знаменитый “Оживлённый сад”, а это музыка Делиба. Сам же Делиб получил широкую известность после премьеры балета “Ручей”, созданного совместно с Минкусом. Как раз из этой партитуры в нашу редакцию “Сильвии” включено несколько замечательных фрагментов. Но ничью другую музыку, кроме Делиба, мы не используем. Нами двигала цель выстроить спектакль как единую музыкальную партитуру».

Сильвия и ее возлюбленный Луций.
Сильвия и ее возлюбленный Луций. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Никита Чунтомов

Оформлен балет в эстетике музыкальных постановок второй половины XIX - начала ХХ веков, когда, по словам Альоны Пикаловой, «правдой становится обобщённое представление об античной материальной культуре». Именно это объединяет на сцене и нарисованную театральную архитектуру, и детали мебели и посуды из музеев и с раскопок древних городов.

Постановщики не отражают эпоху с археологической точностью, а скорее играют в античность. Но их игра, пусть и при ограниченных возможностях сцены Пермской оперы, создаёт на ней настоящее театральное чудо.

«В спектакле у нас три группы героев, – говорит Татьяна Ногинова. – Помимо людей это сатиры-нимфы-дриады-фавны, т.е. сказочные, мифологические существа, и боги. У каждой группы свой ритм существования, своё фактурное решение костюмов. Если это, допустим, фавн, то на танцовщике комбинезон с пятнышками оленя. Ели нимфа – на ней хитон, украшенный ивовыми прутьями, веточками, листочками. Статуи богов выполнены из слоновой кости. А чтобы подчеркнуть, к примеру, некую нереальность Сильвии (это же собирательный образ), для меня важно было использовать очень тонкие натуральные шёлковые ткани. На сцене они ведут себя как облако».

Цветы летели водопадом

Партии Сильвии и Луция на премьере исполнили солисты театра Булган Рэнцендорж и Кирилл Макурин. Исполнили прекрасно, покорив зрителей чувственностью, одухотворённостью, лиризмом. Притом что новый балет очень непрост и по лексике, по хореографическому тексту. На встрече с журналистами перед генеральным прогоном спектакля Алексей Мирошниченко даже пошутил, сравнив элементы своей авторской версии с тройным акселем в фигурном катании.

Как и многие его постановки, эта изобилует яркими характерными мужскими танцами. Особенно харизматичен и выразителен был Александр Таранов, исполнивший партию Аскания, близкого друга Луция.

Понятно, что такие персонажи, как царь Нумитор, его брат Амулий, Верховный понтифик, по сложившейся балетной традиции, не танцуют. Но пантомимных фрагментов в спектакле немного. Он практически весь танцевальный. Есть и классический танец, и национальные (финикийцы и этруски, будем знакомы!), и воинственные. Эх, сцену бы нашему театру побольше!

Цветы устлали всю сцену.
Цветы устлали всю сцену. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

В финале, когда под нескончаемые овации зала на поклон вышли все участники премьеры, к их ногам полетели такие же нескончаемые букеты. Цветы летели просто водопадом! Ими щедро одаривал артистов сидевший в партере мужчина, который устраивает подобные цветочные перформансы на протяжении почти сорока лет.

Любовь к балету и вообще к музыкальному театру началась у Михаила Семёнова, когда он жил в Перми и часто ходил в Пермский оперный. С конца 90-х Семёнов живёт и работает в Москве. География посещаемых им сценических площадок внушительна – от Новосибирска до Рима и Барселоны. Не остаётся в стороне, разумеется, и родная Пермь. Особенно когда там происходят такие масштабные события.

Благодарный поклонник Михаил Семенов.
Благодарный поклонник Михаил Семёнов. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

«Танцовщики, усыпанные цветами, – самое естественное завершение балетного вечера, – уверен балетоман. – В такие моменты, хотя бы в течение пяти минут, лица артистов сияют неподдельным счастьем. Это дорогого стоит, поэтому я продолжаю это делать».

Кстати

Перед просмотром «Сильвии» можно посетить выставку в музее Пермского театра оперы и балета «Вечные образы мифов: «Орфей и Эвридика», «Дафнис и Хлоя», «Сильвия» на пермской сцене», которая посвящена хореографическим интерпретациям мифологических сюжетов. На выставке представлены фотографии, эскизы, костюмы, макеты и премьерные афиши спектаклей. Многие экспонаты представлены впервые.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах