Пермский театр оперы и балета провёл презентацию планов на новый, 153-й сезон. В 2024/25 году зрителей ожидают пять премьер и масштабная концертная программа. Кто и что будет ставить? Кто дирижировать? Почему выбрано то или иное музыкальное произведение? Сайт perm.aif.ru рассказывает о новом театральном сезоне.
Любовь и смерть
Первая премьера в Пермском оперном уже 11 октября. И начинает он, прямо скажем, с козырей: после долгого перерыва в театр возвращается опера Чайковского «Пиковая дама» (12+). Ставит режиссёр Владиславс Наставшевс. Два года назад его «Евгений Онегин» (12+), поставленный в Перми, изрядно нашумел на российской музыкальной сцене. Теперь Наставшевс занялся поиском ответов на загадки «Пиковой дамы». На сей раз он работает в тандеме с главным дирижёром Пермской оперы Владимиром Ткаченко, который не скрывает своего особого отношения к этому шедевру Петра Ильича.
Не забывает театр и про маленьких зрителей. 18 октября его репертуар пополнит очередной спектакль для семейного просмотра – «Легенда скрипичных мастеров» (6+) на музыку Баха, Моцарта, Паганини и Гершвина. Детей ждёт увлекательное путешествие с главным героем «Легенды» – скрипкой Гварнери. Действие разворачивается то в уютной гостиной дома семейства Моцартов в Зальцбурге, то в солнечной Генуе, то на улицах Нью-Йорка. Автор идеи и режиссёр-постановщик спектакля – Ольга Зингер.
А любителям балета новый сезон подарит сразу три премьеры. В начале декабря покажут «Сильвию» (12+) на музыку Лео Делиба. В апреле – «Орфей» (12+) Игоря Стравинского. И под занавес сезона, в июне, состоится премьера «Снегурочки» (12+), музыку к которой по заказу театра написал композитор Владимир Раннев.
«Сильвию» пермяки увидят в постановке дирижёра Ивана Худякова-Веденяпина и руководителя балетной труппы Пермского оперного Алексея Мирошниченко. Он же сочинил и новое либретто спектакля, вдохновившись античной мифологией.
«Это большой классический балет, – поясняет хореограф. – Поздний романтизм. Как и положено романтическому балету, заканчивается всё довольно печально. Понятно, что если в весталку (а самая известная весталка – это Рея Сильвия, мать Ромула и Рема) влюбляется мужчина-воин, то ничего хорошего из этого не получится. Тем не менее печаль тут просветлённая: герои обретают вечную жизнь в искусстве».
Античную тему продолжает одноактный балет «Орфей». Тоже в хореографии и по либретто Мирошниченко, дирижёр – Владимир Ткаченко. Кроме того, этот спектакль продолжает цикл Стравинского, начатый в театре в прошлом сезоне оперой «Похождения повесы» (16+). Масштабный проект рассчитан на несколько лет и предполагает исполнение ключевых произведений композитора.
«”Орфей” – очень особенный балет. Здесь вечные темы, которые снова хочется пропустить через себя, протанцевать их. С одной стороны – это любовь и смерть. С другой – роль поэта. Ведь поэт не только в России больше, чем поэт», – размышляет Алексей Мирошниченко.
Заключительная премьера сезона – мировая. Что подтверждает статус Пермской оперы как лаборатории нового музыкального театра. Выпускают «Снегурочку» экс-худрук Урал Балета Вячеслав Самодуров и лидер новой русской музыки Владимир Раннев. Их творческий союз сложился в Перми в 2022 году: тогла они презентовали одноактный балет Ultima Thule в проекте «Севагин /Самодуров/Пимонов». «Снегурочка» будет их первым полноформатным спектаклем под управлением дирижёра Фёдора Леднёва.
Где «Кармен» от Богомолова?
Помимо новых постановок театр представит цикл опер в концертном исполнении. Это и хорошо знакомые названия, и произведения, давно не звучавшие в Перми. В ноябре зрители услышат «Дон Жуана» (6+) Моцарта, в январе – «Кармен» (6+) Бизе, в марте – «Соловья» (6+) Стравинского, в июле – «Дон Карлос» (6+), самую масштабную оперу Верди.
Узнав о концертном исполнении «Кармен», журналисты не могли не спросить про судьбу эпатажной постановки Константина Богомолова. Тем более что среди опер сезона 2024/25, судя по розданным на пресс-конференции репертуарным книжкам, она не значится.
«В репертуаре театра есть “Кармен” в постановке Филиппа Чижевского и Константина Богомолова, – ответил Владимир Ткаченко. – Это была очень яркая работа. Очень. Но с музыкальной точки зрения там большое количество разнообразных экспериментов: в оркестр добавлена гитара, звучит не только музыка Бизе и т.д. А мне бы хотелось показать оперу в том виде, в котором она была написана композитором. Думаю, зрители это оценят».
Напомним, премьера «Кармен» от Богомолова – Чижевского прошла в Перми весной 2021 года. Она сразу разделила меломанов на два лагеря. Одни восхищались остроумием постановщиков и фантасмагоричностью происходящего на сцене. Другие отчаянно критиковали спектакль. И после каждого его показа спор лишь разгорался с новой силой. Останется ли богомоловская «Кармен» в репертуаре театра в будущем, пока неизвестно.
Останется ли богомоловская «Кармен» в репертуаре театра в будущем, пока неизвестно.
Что касается симфонических концертов начавшегося сезона, то эта программа охватывает четыре века истории музыки – от эпохи барокко до конца XX века. Одним из самых ожидаемых событий, по словам руководителей театра, станет концерт Филиппа Чижевского в феврале. Он будет приурочен к 100-летию классика новой музыки Лучано Берио. На концерте прозвучат его симфония «Рендеринг» (6+), или реконструкция неоконченной 10-й симфонии Шуберта, и «Симфония псалмов» (6+) Стравинского.
«За работу, товарищи!»
В новом сезоне ключевые проекты Пермской оперы будут представлены в Москве. В октябре оркестр и солисты оперной труппы выступят на самых престижных площадках столицы: в Концертном зале им. Чайковского, в Доме культуры «ГЭС-2» и в Мемориальном музее им. Скрябина. А весной пройдут обменные гастроли с Московским театром Новая Опера. В марте пермяки увидят их спектакль «Война и мир. Наташа и Андрей» (12+) Прокофьева под музыкальным руководством Тимура Зангиева. В апреле москвичи вновь услышат нашу Надежду Павлову в моноопере «Человеческий голос» (16+) Пуленка.
Развивается сотрудничество Пермского оперного и со многими культурными институциями Перми. Это особо подчеркнула гендиректор театра Анна Волк. Так, большие надежды она связывает с открывшейся недавно краевой музыкальной школой для одарённых детей. Уже сейчас там, готовя будущие кадры для оркестра театра, преподают более десяти солистов оркестра. В том числе музыканты с прекрасным европейским образованием. Кроме того, в новой школе есть замечательный концертный зал с великолепной акустикой, который Пермская опера планирует использовать как очередную площадку для выступления своих артистов.
В этом сезоне появился абонемент театра в Пермской краевой филармонии. Пока он включает в себя всего четыре концерта, но это только начало сотрудничества. Есть совместные планы у театра с Центральным выставочным залом (выставка «Маг танца», посвящённая юбилею Алексея Мирошниченко, прошла в ЦВЗ очень успешно и вдохновила на новые проекты), с музеем современного искусства PERMM, с Пермской хоровой капеллой мальчиков. Скорее всего, появится какая-то коллаборация и с художественной галереей, как только она переедет в новое помещение.
Такое партнёрство важно и для театра, и для его партнёров, и, конечно, для зрителей, уточнила Анна Волк. И завершила пресс-конференцию шутливо-оптимистичной репликой: «Сезон начался, планы свёрстаны. За работу, товарищи!»