Примерное время чтения: 5 минут
368

Миф или реальность? В Перми открылась выставка политических образов

 Месседж неизвестного граффитиста – «Обама – это ваша иллюзия».
Месседж неизвестного граффитиста – «Обама – это ваша иллюзия». / Фёдор Парамонов / АиФ

Современные политики – это во многом именно наша иллюзия, убеждён куратор выставки политолог Дмитрий Москвин. Экс-президент США Барак Обама, сделав в 2008 году ставку на новые медиа и сильный визуальный ряд, положил начало новым подходам в мифологизации политиков. А спустя десятилетие в современный лексикон вошли такие понятия, как постправда и фейкньюс. Политические лидеры в своих аккаунтах не хуже СМИ формируют реальность в угоду своим задачам и интересам. Всё это требует осмысления и изучения. О том, что интересного можно найти на выставке, корреспонденту «АиФ-Прикамье» рассказал Дмитрий Москвин.

Точка отсчёта

Фёдор Парамонов, «АиФ-Прикамье»: Целый зал выставки посвящён экс-президенту США Бараку Обаме: фотографии, элементы агитпродукции. Почему ему столько внимания?

Дмитрий Москвин: Во-первых, не целый зал, а только половина. Во-вторых, кампания Обамы 2008 года – это точка отсчёта использования новых медиа и визуальных технологий. Это был первый случай, когда штаб сделал большую ставку на Интернет, и она сыграла. Но это не означает, что тот же самый эффект будет достигнут и в других странах. В первую очередь из-за дороговизны. Мало кто из политиков пробовал вложить столько же средств в своё продвижение, сколько вложил 44-й президент США.

На большой стене я попросил пермских художников нарисовать граффити, которое я увидел сразу после победы Обамы на выборах. Месседж неизвестного граффитиста – «Обама – это ваша иллюзия» - как бы предвосхищает выход темы мифологизации политиков на новый уровень. В этом зале мы постарались показать, как происходило формирование образа Барака Обамы как иллюзии. Можно увидеть фотографии главного мифолога Белого дома Пита Сузы, обладавшего монопольным правом снимать президента даже на закрытых от прессы мероприятиях. Фото живые, эмоциональные. Действительно сильные и, по большей части, эксклюзивные кадры.

- Дональд Трамп, когда избирался, превзошёл Обаму в работе с теми же соцсетями?

- Он не смог превзойти своего предшественника по визуальным технологиям. Но, безусловно, продвинулся значительно дальше в умелом использовании постправды и фейкньюс. Избирали его сердцем, а не умом. Он талантливо играл на эмоциях и вере людей. Кампания Обамы очень человечная по сравнению с кампанией Трампа. Последний шёл к посту президента цинично, часто взывая к низменным ценностям избирателя. Он мог оскорблять, хамить, унижать, призывать к дискриминации. Обама был более спокоен и гуманистичен.

Можно взять мелок и раскрасить любого политика.
Можно взять мелок и раскрасить любого политика. Фото: АиФ/ Фёдор Парамонов

Раскрась политика

- Много визуального по американским выборам, а российская политика - в полумраке. Это специально такой ход? Неужели у нас с «картинками» всё плохо?

- Визуальные технологии – это очень трудоёмко и затратно. Они нужны, когда происходит реальная конкурентная борьба, когда нужно убеждать избирателя и воздействовать на него, в том числе и таким способом. А в условиях, когда результаты выборов на 90% предсказуемы, прибегать к этим технологиям нет смысла. Сойдут и более примитивные приёмы: фото политика на фоне флага, например.

В другом зале мы собрали примеры того, как наши депутаты позиционируют себя в Сети. Три примечательных вещи: обилие пластиковых бутылочек для воды на многих фото (как правило, это какие-то совещания). Особняком стоят снимки политиков с религиозными фигурами. Для многих это стало важным визуальным маркером. У кого-то присутствует спорт, у кого-то – военная патриотика. В остальном это очень скучный визуальный ряд.

Три года назад, когда мы в Перми делали выставку «Искусство сделать избирателя», мы зафиксировали несколько этапов визуальности в политике. В 90-х годах современные художники активно проявляли себя в этом жанре, много работали в штабах. Затем туда пришли дизайнеры, началось выхолащивание смыслов и упрощение. Потом технологи стали поступать ещё более цинично: самый простой дизайн и простецкий слоган.

- На выставке много интерактива. На стене в первом зале уже пририсовывают рожки лидерам мировой политики.

- В любой момент каждый может взять мелок и переделать рисунок. В этом и заключается идея: вы можете разукрасить лидера страны, потому что политик - это не более чем наша иллюзия. Кстати, в другом зале каждый может нарисовать свой политический плакат. Или сфотографироваться с теми, что уже сделаны.

После насыщенного визуальными образами американских выборов зала мы попадаем в зал текстуальный, более привычный нашему миру. Российская политическая культура вообще текстоцентрична: гораздо важнее то, что написано, а не то, что показано.

Настоящими политиками становимся мы сами, когда готовим плакаты, формулируем идеалы будущего. Когда занимаем более серьёзную и осмысленную позицию по отношению к политической действительности.

Выставка будет открыта до 5 июня, адрес: Пермь, ул. Пушкина, 15.(16+)

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах