День 22 августа стал днём возрождения театральной жизни Пермского края. Сезон после пандемии был открыт не в ярком зале консерватории и не в стенах оперного театра. Первый спектакль зритель увидел там, где берут начало реки, отдыхают ветра и прячется солнце. В Губахе, на горе Крестовой.
У приглашённых артистов Башкирского государственного театра оперы и балета был всего месяц на подготовку к выступлению. Билеты поступили в продажу всего за три дня до показа. А во время балета моросил холодный дождь. Но в том и тайна горы Крестовой, что здесь каждый год происходит чудо. При любой погоде.
Новая культура
Новая жизнь диктует новые правила. Вместо театральных биноклей и вееров зрителям выдавали медицинские маски и перчатки. Измеряли температуру. Вечерние наряды удачно заменили яркие дождевики. Места для зрителей были на расстоянии полутора метров друг от друга.
Организаторы фестиваля превратили уникальный геологический памятник природы в место паломничества почитателей высокого искусства. Уже девять лет люди приезжают со всех концов страны, чтобы на высоте 471 м над уровнем моря увидеть новую постановку одной из ведущих театральных трупп России и зарубежья. Действие балета Николая Попова «О чём молчат камни» очень символично для спектакля, который дал старт всей театральной жизни Прикамья. История, рассказанная языком танца, тоже началась на заре жизни, в эпоху палеолита. Она – о появлении древних росписей в пещере Шульган-Таш на Южном Урале. Кто были те художники, которые оставили свои рисунки на камнях? Что с ними стало? И не исчезнут ли древние росписи так же бесследно, как исчезли во времени их авторы?
«Башкирские коллеги рассказали легенду о том, что наскальные надписи в пещере могла оставить женщина. Учёные якобы нашли в тех местах следы женщины, а рядом – маленькие детские следы. Мы благодарим главу региона Дмитрия Махонина, Министерство культуры,правительство Пермского края, оргкомитет фестиваля за уникальную возможность провести с соблюдением всех норм защиты этот замечательный и такой важный для Губахинской земли праздник», – сказала депутат Законодательного собрания Пермского края Мария Коновалова.
Гора мечты
Для артистов труппы Губаха исполнила заветную мечту – исполнить балет среди скал.
«Прошлой осенью мы предлагали этот спектакль показать у себя в республике, в заповеднике Шульган-Таш, чьи легенды и вошли в основу сюжета. Но пока не получилось. И надо же: не на Южном, а на Северном Урале эта идея воплотилась в жизнь», – не скрывал волнения перед спектаклем заслуженный артист Башкортостана, балетмейстер-постановщик спектакля Ринат Абушахманов.
«Фестиваль «Тайны горы Крестовой» стал геокультурным брендом всего Пермского края. Он известен не только на территории Прикамья, но и за пределами России. В этот раз Крестовая открывает одну из тайн великой башкирской культуры. Обмен традициями между соседними регионами очень важен, и мы рады, что фестиваль способствует этому. Очень важно, что мы становимся ближе благодаря искусству», – отметил председатель совета директоров ПАО «Метафракс», депутат Законодательного собрания Пермского края Армен Гарслян.
Ринат Абушахманов рассказал, какие чувства испытал, когда театр получил приглашение стать участником знакового события.
«Когда рассказали историю фестиваля, какая у него посещаемость, как его любят зрители, мне немного завидно стало», – улыбается балетмейстер. - «Хочется что-то такое и у себя. Удивлён потрясающей организацией. В довольно сложных условиях пермяки проводят грандиозное мероприятие. Здесь, на горе, любое произведение наполняется ещё большей внутренней художественностью».
Сроки фестиваля, по словам директора фестиваля Любови Зайцевой, из-за пандемии переносили четыре раза.
«За это время мы настолько истосковались по прекрасному, что это открытие вернуло возможность дышать и жить искусством», – говорит она.
Организаторы точно знают, для чего они каждый раз идут в гору.
«Люди спрашивают: «Для чего?» И мы сами себя спрашиваем: «Для чего мы столько всего преодолеваем?» В ответ могу рассказать историю маленькой девочки, которая была на одном из первых фестивалей, на показе акта из балета «Лебединое озеро». Она приехала на гору, увидела балет и сказала: «Я хочу стать балериной». Совсем недавно эта девочка прошла I тур отбора в Пермское хореографическое училище», – рассказала Мария Коновалова.
Вечность под звёздами
Одноактный балет завершился долгими овациям. Зрители фестиваля – это ещё одни полноправные его участники, без поддержки которых ничего бы не состоялось. Лишних билетов здесь не бывает.
Главная тайна Крестовой в том, что зрители сюда возвращаются. Светлана Морозова и Андрей Бычков стараются не пропускать ни одного фестиваля. На этот, девятый, приехали из Москвы. Вместе с тремя детьми.
«Мы с мужем росли в Губахе. В детстве занимались в молодёжной студии-театре «Доминанта» и каждый год приезжаем поддержать нашего руководителя Любовь Зайцеву. Мы всегда ездим с детьми. Старшая дочь Маша занимается в театральной студии. Она даже участвовала в одном из фестивалей, играла в спектакле «Рони, дочь разбойника». Средняя, Анюта, занимается балетом, поэтому ей очень хотелось попасть именно на балет. И только двухлетний Семён – самый неподготовленный зритель нашей семейной команды», – смеётся Светлана.
Около тысячи зрителей – максимально допустимое количество человек для мероприятий такого масштаба на открытом воздухе. Именно столько и было на Крестовой. Фестиваль прошёл с соблюдением всех мер предосторожности. Все контрольно-пропускные пункты были оснащены бесконтактными термометрами, санитайзерами, а также средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки) для каждого зрителя. Для соблюдения социальной дистанции на территории Рудянского споя нарисовали специальные круги диаметром полтора метра, в каждом из которых мог разместиться лишь один гость фестиваля.
Театральный ландшафтный фестиваль и в этом году доказал, что новая жизнь начинается не в пышных ложах, а под звёздами. Тревожные мелодии варгана и бой старинных барабанов, задававшие артистам балета «О чём молчат камни» ритм и скорость танца, разбудили дремлющие скалы Крестовой. И когда с горы спустился последний зритель, в трещинах камней, как на струнах, заиграла сама вечность.