В период пандемии появилось новое понятие – удалёнка. Это относится не только к образованию. Многие учреждения культуры начали работать со своими клиентами в дистанционном режиме.
Соликамский краеведческий музей пришёл к такому методу задолго до появления коронавируса. Его сотрудники в какой-то момент поняли, что пора выходить за стены хранилищ, чтобы показать миру все сокровища, которые там хранятся. Научный сотрудник Ирина Рудик – одна из тех, кто начал развивать интерактивные формы работы музея.
Что определило судьбу?
«По образованию я педагог. Окончила в Соликамске сначала педколледж, а потом педагогический институт, – рассказывает Ирина Аркадьевна. – Мечтала работать в художественной школе или детском центре творчества. Но случай определил мою судьбу. В день бракосочетания отправились с супругом в музей. Этот поход мне настолько понравился, что, получив диплом об образовании и рассмотрев все вакансии, решила вновь отправиться в музей. Но уже работать. И не пожалела об этом. Здесь я освоила все профессии, которые встречаются в музейном деле: от научного сотрудника до хранителя фонда. А потом мне предложили стать заведующей сектором по музейной педагогике».
Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: Как раз всё и сошлось: педагогическое образование и работа в музее. Расскажите о проектах, которыми вы занимались.
Ирина Рудик: С 2016 г. мы начали работать над виртуальным проектом «Прикамье на красках» – историей возникновения расписного убранства прикамских изб. Параллельно с виртуальным проектом решили провести офлайн-выход в городское пространство и рассказать о коллекции домовой росписи, создав «галерею» под открытым небом. Нашими помощниками стали подростки с 13 до 18 лет. Это был наш первый интуитивный проект. В этом же ключе, как мы узнали позже, работал музей современного искусства «PЕRММ». Позже он стал нашим союзником и помощником. Совместно с пермскими педагогами и художниками мы провели летние арт-резиденции с подростками нашего города. Создали несколько уличных арт-объектов по мотивам уральской домовой росписи. Центральным объектом стала роспись на заборе на территории музейного комплекса.
Позднее на деньги от гранта совместно с креативным агентством «Азбука Морзе» мы создали виртуально карту Прикамья, обозначили на ней «расписной путь», пометив активными маркерами города края, где в музеях представлены образцы народной росписи по дереву. При нажатии на них можно увидеть прялки, внутреннее убранство изб. Также создали игровое приложение, которое рассказывает о том, что расписывали в домах, кто такие красильщики, какие приёмы они использовали при рисовании. Полученные знания ребята могли с помощью репоста, в виде похвального листа, передать своим сверстникам в сети. В 2018 г. наш проект стал победителем интернет-фестиваля «Музейный Гик» в номинации «Лучший цифровой сторителлинг», а также получил специальный приз от главного спонсора конкурса как «Лучший детский мультимедийный проект». Сторителлинг – это способ передачи информации через историю, притчу, сказку. Вот и наш проект оказался многоплановым: это и игра, и путешествие, и научно-исследовательская работа для наших пользователей.
Кто такие арт-партизаны?
– Вы активно выходите за стены музея?
– Да, с 2016 г. мы создали арт-движение красильщиков, которые стали расписывать заборы, калитки растительными узорами домовой росписи. Сейчас мы уже полностью «захватили» набережную. Музей находится в центре города, в жилом массиве. И горожанам нравится, что в Соликамске есть что показать гостям города. Причём занимаются этим не только дети. В прошлом году при музее мы открыли школу росписи для всех желающих. К нам приходили люди старшего поколения. Но пока многие из них взяли тайм-аут. В этом году планировали создать творческую коллаборацию, в которой хотели объединить около сотни художников города. Но пока пандемия мешает нам это сделать.
– Слово «коллаборация» пришло к нам из глубин истории. Кажется, изначально это означало сотрудничество с врагом?
– Да, в наполеоновские времена коллаборантами называли контрабандистов, торгующих с Англией, а в 40-е годы прошлого века – французское правительство, сотрудничающее с немцами. Сейчас это слово снова стало употребляться, но лишь в значении «сотрудничество». Его часто используют в научной сфере и в индустрии моды. В нашем случае подразумевается объединение творческих умов, идей, возможность проявить себя в общении, переосмыслении своего опыта. Мы хотим, чтобы наша история жила не только в стенах музея, но и была частью жизни. У нас есть проект «Культурному коду быть». Например, летом мы организовали арт-партизанское движение. Для этого формировали группы активистов до десяти человек, которые занимались росписью Соликамска. Они изучали историю создания расписных изразцов, которые принесли на наши земли пленные шведы в начале XVIII века. В форме лубочных историй рассказали о турчаниновских самоварах. Занимались стрит-артом. Bзучив значение зооморфной символики в свадебных традициях, создали стрит-арт объект «Он-Она» в облике рук-птиц.
– Вам в наследство достался ещё и детский музейный театр «Коренушка». Чем он помогает в работе?
– Лет пять назад его создала при музее наша бывшая сотрудница Олеся Бендрик. Коренушкой у нас называют солонку, сплетённую из ветвей дерева. Олеся ставила интерактивные спектакли из истории XVII-XVIII веков. События, происходящие когда-то в Доме воеводы, в этих постановках оживали. Это очень помогало посетителям музея, особенно детям, перенестись в прошлое. Но Олеся уехала из города. И через некоторое время театром начала заниматься я.
Кому нужна галерея?
– Три года назад вы задумали создать галерею домовой росписи.
– Да, наша коллекция собрана из 30 деревень, которых уже нет на карте. Когда мы выставляли онлайн наши экспонаты, то увидели, как восхищённо люди смотрят на расписные «полотна». И поняли, что домовой росписи нужен свой «дом» – галерея. В 2018 г. музей выделил нам помещение в здании бывшей церкви, перестроенной ещё в 30-е годы. Оно находилось в плачевном состоянии. Нужно было всё приводить в порядок. Часть денег – 400 тыс. руб. – музей получил в качестве гранта от краевого Министерства культуры. Их можно было потратить только на художественную концепцию проекта и монтаж экспозиции. Спонсор выделил двести тысяч, которые пошли на приведение в порядок стен и потолка, на черновой ремонт пола. Семьсот тысяч – собственные средства музея. Ещё более трехсот тысяч рублей музей собрал с помощью краудфандинга. Это народное финансирование идей через Интернет. Почти 300 человек из разных городов России и стран перечислили средства. Благодаря этим пожертвованиям мы закончили обустройство экспозиции. 24 августа 2019 г. – в день 90-летия музея – открылась наша Галерея домовой росписи. В ней удалось создать современное выставочное пространство. На экране транслируется видеоряд с бегущей строкой. Для воссоздания исторической атмосферы работает музыкальная инсталляция. С помощью сенсорной панели посетители могут «путешествовать» по Пермскому краю и участвовать в виртуальных квестах. В зоне творчества можно принять участие в мастер-классах по домовой росписи. Такого выставочного опыта у нас ещё не было.
– Похоже, вы не дожидаетесь своего посетителя, а активно вовлекаете его в свои исследования истории, в творческий процесс.
– Да, многие музейные общества говорят о том, что музеи очень сильно изменились. Они уже никогда не будут такими, как были раньше. Музеи выходят из своих прежних рамок и идут к людям. Пандемия показала, что мы развиваемся в правильном направлении.