Огонь – согревающий, спасающий, обжигающий – приручил некогда легендарный великан Полюд. Предания гласят: зажигая костёр, он предупреждал Чердынь о нашествии врагов.
Сигнальный сполох на Полюдовом камне стал кульминацией такого же яркого, как пламя, события. По инициативе заповедника «Вишерский» именно здесь началась серия презентаций путеводителя «В сердце пармы», основой которого стала книга знаменитого писателя. Три водных маршрута, два автомобильных, 100 иллюстраций и простые, интересные тексты, которые создали Елена Растянис, Алексей Рачунь, Елена Мазур и Юлия Зайцева (продюсер Алексея Иванова) – всё это ждёт читателей путеводителя.
На вершине Полюда Юлия Зайцева выглядит очень естественно и органично. Возможно, потому что привыкла их достигать. Мы поговорили с ней о том, как книги могут стать поводом для путешествий, есть ли у Алексея Иванова своя «вселенная», как он создаёт книги и почему работа с ним – это уже само по себе дополнительное высшее образование.
150 маршрутов
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Взять книгу «В сердце пармы» в качестве основы для путеводителя – решение логичное. Алексей Иванов тщательно и подробно описал исторические территории края. Но что всё-таки послужило поводом для создания книги с маршрутами для путешественников?
Юлия Зайцева: Не только края, но и всей России. «Тобол» и «Дебри» – это Сибирь; «Комьюнити» – Москва; «Вилы» – Татарстан, Башкортостан, Урал, центр страны и Балтика; «Тени тевтонов» – Балтика и даже Польша; «Золото бунта», «Сердце пармы», «Хребет России», «Горнозаводская цивилизация» – весь Урал. На карте страны не осталась места, куда бы не ступала нога ивановских героев. Работа над каждой книгой начинается с серии экспедиций, которые я организую и прохожу вместе с Алексеем. В нашем архиве уже больше 150 маршрутов. Это бесконечное путешествие длиною в 17 лет. А потом по следам книг и экранизаций Иванова отправляются туристы. Например, количество гостей, которые приезжают на экскурсии в Чердынь только за один год, уже в 20 раз превышает численность населения этого города. А кто-то едет по следам «Тобола» и «Теней тевтонов» в Тобольск и Калининград.
Я решила создать для этих людей удобный навигатор – издать серию путеводителей «Путешествия с Алексеем Ивановым». Первые два гида «В сердце пармы» и «Железный пояс» появились во всех главных книжных магазинах страны.
– Вы – увлечённый и опытный путешественник. Повлиял ли ваш опыт на конечный результат?
– Конечно. Путешествия – это мой образ жизни. Иванов 17 лет назад пригласил меня быть ведущей и продюсером в фильме «Хребет России» в том числе и потому, что у меня был большой опыт в активном туризме и экстремальном спорте. С детства я занималась всеми возможными видами спорта: акробатикой, простыми и горными лыжами, скалолазанием, рафтингом. А ещё прокачивала мозги шахматами, играла за сборную области. До сих пор иногда участвую в пятидесятикилометровых лыжных марафонах, осваиваю разные «гаджеты» водного туризма (каяки, пакрафты, сапборды) и увлекаюсь хайкингом. В этом году, например, ходила в одиночный поход по Ликийской тропе. Зимой хочу туда вернуться, чтобы пройти все 540 км маршрута и написать новый путеводитель.
Иванов 17 лет назад пригласил меня быть ведущей и продюсером в фильме «Хребет России» в том числе и потому, что у меня был большой опыт в активном туризме и экстремальном спорте.
Кстати, я очень не люблю путеводители. Потому что мне, как правило, попадаются либо пыльные краеведческие трактаты, под завязку набитые миллионнами дат и фамилий, либо альбомы с некачественными фотографиями и расхожими клише вместо увлекательных текстов. Например, такими: «Город стоит на семи холмах», «Это Швейцария в миниатюре». И прочей шаблонной лабудой. И рекомендации-навигации-локации в этих путеводителях часто заводят мой мозг в тупик.
Но от ненависти до любви, как известно, один простой шаг: создать команду и написать лучше. Этот большой для меня и маленький для человечества шаг я и сделала. Год назад собрала команду экспертов путешествий со смыслом: журналист и каякер Елена Растянис, писатель и альпинист Алексей Рачунь, художник и галерист Елена Мазур, филолог и спортсмен Анастасия Есаева. И мы начали разрабатывать принципиально новый формат гидов с выразительной графикой вместо фотографий, яркими, интересными текстами вместо безличных, перегруженных датами описаний, чёткими схемами вместо географических карт, понятных только профессионалам.
Процессор в голове
– Вы по образованию филолог, у вас есть степень кандидата филологических наук. Можно ли научиться создавать хорошие тексты? Или это нечто врождённое? И почему вы сами выбрали именно эту сферу?
– Думаю, что чувство языка дано от рождения. Если его нет совсем, то вряд ли можно его развить до профессионального уровня. На филологический факультет я поступила исключительно по любви… к литературе. Я кайфовала от анализа текстов, разборов их структуры и стиля. Конечно, как и все филологи, не представляла, кем буду работать и, главное, чем зарабатывать с таким непрактичным дипломом. Но, к счастью, через несколько лет меня вынесло на орбиту планеты Иванов и завертело вокруг неё со скоростью света.
Меня вынесло на орбиту планеты Иванов и завертело вокруг неё со скоростью света.
Со временем я и сама научилась её раскручивать, чтобы эта скорость не падала. Поступила на PR в питерский университет. А третьим, четвёртым и пятым университетами для меня уже стал Алексей Иванов. Каждый день мы обсуждаем книги, новые форматы и стили в кино и литературе. Для меня это кайф, драйв и бесконечный мастер-класс. Иванов – свободный и современный человек, глубокий мыслитель, безупречный стилист, гуру драматургии, мастер сюжета, яркий спикер. Читатели и зрители его интервью иногда шутят: «В ивановскую голову встроен мощный процессор». Алексей никогда не просит присылать вопросы заранее, не готовится к общению с журналистами. Он сходу отвечает такими точными и умными формулировками, что кажется, неделю скрипел мозгами, писал и заучивал ответы. Я учусь у него этой простоте, ясности, глубине и юмору. И даже иногда кажется, что успешно.
– В путеводителе есть сравнение Пермского края и Винтерфелла – мифической страны из мира, созданного писателем Джорджем Мартином. А у Алексея Иванова есть свой «мир»?
– Мне тоже нравится это сравнение, но не Пермского края, а именно Чердыни. Его, кстати, удачно придумала Елена Растянис. А Иванов, хоть и планета, но чертовски креативная. Она не крутится нудно годами вокруг своей оси, клонируя один и тот же мир и сюжет, а каждый раз запускает в литературный космос новую уникальную планету. Штук 20 запустил уже точно. Алексей – виртуозный обманщик. Каждый год он обманывает ожидания своего читателя: тот только настроился на солидный исторический лад, читая «Тобол», а Алексей уже предъявляет ему «Пищеблок» и пионеров-вампиров. Иванов меняет жанры и темы чаще, чем перчатки. Каждая книга – это новый сеттинг, новая тема, новый жанр и даже новый язык. Так что – это уже не мир, а Вселенная.
Иванов, хоть и планета, но чертовски креативная. Она не крутится нудно годами вокруг своей оси, клонируя один и тот же мир и сюжет, а каждый раз запускает в литературный космос новую уникальную планету.
Книжный тандем
– Если он хочет быть точным, то, вероятно, приходится не только много путешествовать, но и много читать?
– У Иванова гигантская библиотека. Мы почти всегда путешествуем на машине, потому что книги, которые он скупает стопками в местных музейчиках, не поместятся даже в багаж бизнес-класса. И самое удивительное – Иванов все их прочитывает. А его встроенный в голову десятиядерный процессор потом обрабатывает весь входящий материал и выдаёт культурологические концепции и исторические сюжеты. Они трансформируются не только в романы, но и в документальные книги. Поэтому «Ненастье» интересно читать в связке с «Ёбургом», «Тобол» – с «Дебрями», а роман «Бронепароходы», который выйдет в декабре, можно в следующем году будет сверить с нон-фикшн книгой «Речфлот». Получается идеальный документально-художественный тандем.
– Сейчас из страны уходят целые издательства, которые владеют правами на публикации многих зарубежных писателей. Скорее всего, вырастет потребность в новых, российских именах. Как продвинуться молодым писателям? У кого есть шанс?
– Мне кажется, секрет успеха – это сочетание таланта, трудоспособности, настойчивости, веры в себя и счастливой случайности. Иванова, к примеру, не публиковали 13 лет, но он продолжал работать, пусть даже в стол. За эти мучительно долгие годы бесконечных отказов издательств он написал три романа: «Общагу-на-Крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы». Поэтому, когда ему наконец выпал шанс, Иванов был к нему уже готов. Издательство опубликовало сразу три романа, и Алексей взлетел в космос, став автором бестселлеров.
Нужна необыкновенная внутренняя сила и убеждение, что ты – писатель, даже если издатели пока отказываются в это поверить.