Стильная хрупкая блондинка, она умудряется управлять огромным коллективом. Не просто хором, а целой вокальной школой.
Нужные люди
Чуть позже уже мама отправляла маленькую Олю в театр, порой отдавая дочке на билет последний рубль. Именно она и стала той движущей силой, которая направила Ольгу в музыку.
А дальше на пути всегда встречались нужные люди, и, казалось, сама судьба подталкивала её на создание собственного коллектива.
Ольга Выгузова: Я не собиралась выбирать музыку и педагогику в качестве профессии. И с 17 лет по сей день занимаюсь педагогической деятельностью, создала собственное детище – Академический хор «Млада». Нам удалось выиграть больше двадцати профессиональных конкурсов, отвоевать личное и творческое пространство, создать свою вокально-хоровую школу.
Первый опыт
О. В.: Жить и работать довелось в Перми в советскую, постсоветскую и нынешнюю – рыночную эпохи. В первую – старалась быть независимой (не вступила даже в комсомол). Во второй – боролась за независимость, защищала свой коллектив. В третьей – поняла, что человек, когда занимается любимым и нужным делом и когда он ответственен за целый коллектив, всегда зависим. Единственное – хочется зависеть от умных, благородных, понимающих людей.
Мария Сафина, «АиФ-Прикамье»: Хочется понять и объяснить популярность столь консервативного жанра, как академическое хоровое пение в нашем городе?
О. В.: Наш хор – это живой организм, где каждый человек – неповторимая творческая единица. Петь для них – жить, а жить – значит петь. Быть единым вдохновенным организмом, петь вместе, не выделяя своего голоса, а лишь раскрашивая тембром хоровую партитуру, но сохранить при этом свою индивидуальность – задача непростая. Академическое пение требует общей культуры, интеллекта, эстетического представления о мире искусства, предельной самоотдачи и искренности. Меня очень вдохновляет энергия молодости, созидания! Не ограничиваем себя в творческом поиске, часто экспериментируем с вокалом (академический, народный, йодль, тувинское пение, джазовый, барочный и др.). Это позволяет коллективу быть полистиличным.
И самое главное – это уважение к зрителю. В реакции зрителя, как в зеркале, видно всё – он индикатор твоего творческого эксперимента.
– Что значит быть дирижёром?
О. В.: Эта профессия – экстремальная. Она требует мгновенного принятия решения, предельной эмоциональности, здоровья физического и духовного. Главным для себя в этой профессии считаю искусство интерпретации. Интерпретируешь – значит, думаешь, осмысливаешь то, что написали великие. И в силу возможностей, которые тебе природа дала, дотягиваешься до этих замыслов, а не пытаешься улучшить то, что они написали. Сегодня, к сожалению, жанр хоровой музыки утратил свою былую привлекательность. А ведь Россия и наша Пермь Великая всегда славились своими соборно– хоровыми традициями, многочисленными коллективами. Сегодня острый дефицит личностей масштаба Свиридова, Гаврилина, Юрлова, Светланова, Городцова. В системе образования отсутствуют качественные уроки музыки как таковые, теряется престиж профессии хоровых дирижёров. Уровень зрительских потребностей невысок, художественные ценности заменяются суррогатными подделками, безумствует «свобода вкуса» без нравственных ограничений.
Звук как религия
– А что для вас звук?
О. В.: Я исповедую отношение к звуку, как к живому организму. Необходимо уважать и ценить его естественную природу звучания. Без этой свободы полёта не будет! И творческая жизнь прекратится. Для того, чтобы быть свободным, надо много уметь. Артисты – самодостаточные и свободные люди в профессии, в жизни, поэтому свободны на сцене. Они вдохновлены, обаятельны и азартны, свободно движутся (если это уместно в программе). Но это не постановочный или «ритуальный» танец, а живая реакция тела на музыку, чувственный отклик на то, о чём поётся в том или ином произведении. Мы вместе с ними «разрушаем» стену между сценой и зрительным залом – это почти что обязательное условие современного существования коллектива. Тем самым увлекаем слушателя за собой в бесконечную стихию музыки.
– Из чего складывается репертуар вашего коллектива?
О. В.: Это как пульс времени. Его разгоняют события и реакции на них. Репертуар строится на жанровой «всеядности» коллектива. Стремимся к эксклюзивности создаваемых произведений. Почти все концертные программы – это цельные авторские произведения. Всё должно быть продумано, срежиссировано – это младовский алгоритм существования на сцене.
– Есть для вас какие-то ограничения в творчестве?
О. В.: В отсутствии цензуры или, точнее сказать, понимания каких-то приличий и ограничений того, что может и должно происходить на сцене. Всё зависит от твоего понимания чувства и вкуса, твоего воспитания, эстетических пристрастий. Музыка – это не всегда прекрасно. Это может быть и ужасно, и цинично. Цинизм отдельных коллективов и исполнителей в производстве некоего усреднённого стандарта, самолюбование, отсутствие даже малейшего намёка на сомнение. Скорблю, что в окружающем нас мире острый дефицит нежности, человеколюбия, сострадания. И как следствие, духовности.