Примерное время чтения: 7 минут
501

Тигель народов. Как живёт многонациональное Прикамье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Прикамье 01/04/2020
Мероприятия, связанные с архаичной культурой, с национальными языками, традициями, обычаями, костюмом, гастрономией, пользуются огромным спросом. Но пока не все территории это поняли.
Мероприятия, связанные с архаичной культурой, с национальными языками, традициями, обычаями, костюмом, гастрономией, пользуются огромным спросом. Но пока не все территории это поняли. / Марина Сизова / АиФ

В Прикамье живут представители разных национальностей. Несмотря на тесное взаимодействие между собой, они на протяжении веков сохраняют свою культуру и особенности быта.

Зав. кафедрой социально-культурных технологий и туризма Пермского института культуры Павел Ширинкин считает, что это богатство  может привлекать на нашу территорию гостей со всего мира. Но мы пока не умеем им пользоваться.

Продавать национальные особенности?

Павел Ширинкин: По разным данным, в нашем крае от 100 до 130 народов. Урал (и Прикамье в частности) традиционно называли тигелем народов. Это «ковш», который «сплавляет» население. И так было во все времена, включая XX век. Благодаря водной транспортной артерии – Каме – с древнейших времён происходил контакт с самыми отдалёнными регионами: на юге – с Кавказом, Причерноморьем и Персией, на востоке и юго-востоке – со Средней Азией и Китаем, на юго-западе – с Константинополем. На севере был выход на Печору и Северную Двину, а там дальше – к Скандинавии. Это повлияло на заселение, смешение генотипов, образование самых разнообразных культур.

Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: Насколько важно сохранять свои национальные особенности?

– Сохранение своей этнической идентичности – это одна из основных потребностей человека. К сожалению, в Прикамье тенденция к её потере наблюдается почти у всех народов. Внешне мы здесь встречаем представителей разных национальностей: татар, башкир, коми, удмуртов, марийцев и т. д. Их имена, фамилии, история семьи, география проживания зачастую чётко указывают на этническую принадлежность. Но значительная часть из них, особенно молодёжь, знает всего несколько слов на своём языке. Одна из причин лежит в урбанизации: в крупных городах этническая принадлежность и национальный язык не так важны.

– Что же нужно делать для сохранения своей этнической идентичности?

– Спасение языка, культуры и прочих особенностей я вижу в усилении связки между культурой и туризмом. Если мы с индустриальной экономики не перейдём в ближайшие пять лет на рельсы экономики культуры, то можем остаться без шанса на перспективу. Но ни в территориях, ни у региональной власти нет уверенности, что можно устойчиво зарабатывать на культуре. Чтобы сохранять свой язык, костюмы, традиции, национальную кухню, нужно между спросом на этническую культуру и её развитием установить более чёткую взаимосвязь. У нас уже умеют организовывать прекрасные массовые мероприятия на ландшафтах, но мы об этом узнаём обычно по пост-релизам. Не умеем всё это продавать.

Есть ли рецепт гармонии?

– Спрос современного по­требителя в культуре достаточно эгоистичен. Обычно человек из городской среды с его деловой жизнью испытывает постоянные стрессы. Поэтому спрос потребителя активно дрейфует в сферу досуга: человеку кажется, что там скрыты какие-то «опоры», которые обязательно приведут его к искомому душевному равновесию. И одно из таких направлений заключается в желании знакомиться с архаичными культурами. Вдруг наши коми, татары, башкиры, манси издревле хранили и знают сейчас рецепт гармоничной и счастливой жизни? Вдруг там – в лесах, среди болот и озёр – мы навсегда оставили что-то важное? Нельзя ли это вернуть? Может быть, есть заветный гриб, ягода, травяной сбор, святой источник или, как сейчас модно говорить, «место силы», от которых можно напитаться! Почти каждый верит во что-то сакральное. Может, в удачу, судьбу и т. д. И поэтому мероприятия, связанные с архаичной культурой, с национальными языками, традициями, обычаями, костюмом, гастрономией, пользуются огромным спросом. Но пока не все территории это поняли.

– Чем конкретно на местах можно привлечь туристов?

– В экономике культуры большой спрос наблюдается на нематериальные ресурсы: это прикамские региональные мифы, легенды, фольклор, сказки, бытовой эпос и т. д. Их разнообразие не перестаёт удивлять. В этом мы можем конкурировать с любым регионом России и даже мира. Мне очень нравится беседовать с туристами из Скандинавии. Спрашиваю их: «У вас есть эпосы?» Они говорят: «У нас есть карело-финская «Калевала», её знает весь мир». – «И всё?» Тогда начинаю перечислять пермские эпосы: про богатыря Кама, Кудым-Оша, Перу-богатыря, Пелю-богатыря и т. д. А ещё можно вспомнить творчество Каллистрата Жакова начала XX века, который записал два старинных предания «Царь Кор» и «Биармия». Финны обычно считают, что мы тут что-то выдумываем. Мы не можем с исторической достоверностью говорить о реальности наших героев, но народная память указывает на конкретные городища, где они могли проживать. Например, по легенде Кудым-Ош жил на Красной горке (Изъюре) в Кудымкаре. Есть версия краеведа Евгения Смертина о том, что Пера-богатырь жил на Эсперовом городище в окрестностях Соликамска. Национальный колорит одних только коми-пермяков стоит того, чтобы в гостях регулярно бывали туристы со всей Скандинавии и более близкие соседи: вепсы, карелы, эстонцы и т. д. А ведь ещё есть и потрясающий мансийский эпос, записанный в тридцатые годы прошлого века.

Где жил чудской народ?

– Что можете сказать про легенду о чуди белоглазой, от которой якобы произошли коми-пермяки?

– Чудь – это, кстати, ещё один финно-угорский эпос. Часть коми-пермяков считает представителей этого народа своими прародителями, другая половина от этой теории открещивается. Но у туристов есть спрос на эту тему. Одна книга Василия Климова «Заветный клад» чего стоит. В ней записаны интервью конкретных людей о том, что чудь живёт здесь, рядом, буквально в лесу, за околицей, в подполье, за печкой. Её иногда удаётся увидеть. Правда, это всегда не к добру. Чем территории ближе к Гайнам, тем больше вопросы, заданные местным жителям относительно чуди, вызывают либо смущение, либо неудовольствие. Туристы затрагивают какие-то особые моменты местного этнического самоосознания.

– Легенды о чуди существуют ведь не только в Пермском крае?

– Понятие о чуди преломлялось в восприятии людей за прошедшие эпохи многократно. Если вспомнить XIII век и борьбу Александра Невского за Северо-Западную Русь, то есть факты, указывающие на то, что в составе Тевтонского ордена против русских воевала «чудь» – собирательное название народов прибалтийско-финской группы. Чуд­ское озеро так названо не зря. Рассказы о чуди идут широкой полосой от Алтая, через Урал, вплоть до Северо-Западной Руси. Но чем колоритен и уникален Пермский край и коми-пермяцкие территории в особенности? Здесь эти рассказы живы, явственны, часто персонализированы. Если вы будете интересоваться чудью в какой-нибудь глухой деревне, вам могут порекомендовать двух-трёх людей, которые с чудью в своей жизни встречались. И даже не один раз. Туристу нужно погружение внутрь этой этнической системы, чтобы почувствовать её на себе, чтобы стать частью этих историй. И, пожалуй, те ощущения, которые они получают, – это самое главное.

– Но не всем так повезло с местными героями эпоса. Что делать остальным?

– Практически в каждой территории можно найти какие-то свои нематериальные ресурсы. Почти везде есть целебные источники, «места силы», я́вления. Уверен, что туристские маршруты по этим «точкам»  будут работать. Даже в тех территориях, где жители считают, что лишены таких моментов, надо поискать, расспросить старожилов, узнать и собрать все известные истории. На них и приедут туристы. А вот классические ресурсы (в силу специфики современного спроса) уже работают не так эффективно.

Досье
Павел Ширинкин. Родился 27 мая 1973 г. в Перми. Окончил географический факультет ПГНИУ. Зав. кафедрой социально-культурных технологий и туризма Пермского государственного института культуры, кандидат географических наук, доцент. Автор книги «Туристские легенды Пермского края». Гид-экскурсовод по Пермскому краю.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах