Примерное время чтения: 9 минут
321

«В театре ты не один». Елена Старостина – об искусстве, тревожности и любви

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Прикамье 14/12/2022
Спектакль «Уроки танго и любви» рассказывает о том, что у каждого человека есть шанс изменить свою жизнь.
Спектакль «Уроки танго и любви» рассказывает о том, что у каждого человека есть шанс изменить свою жизнь. Из личного архивa

Пермский Дом Актёра считается одним из самых уютных театров города. Маленький, но гордый, он собирает под своей крышей лучших актёров краевой столицы. Директор театра – заслуженная артистка РФ, актриса Театра-Театра Елена Старостина – искусно успевает быть руководителем, продюсером, актрисой, а ещё любящей женой, матерью и бабушкой.

Она рассказала, почему в сложные времена люди ищут спасение на спектаклях, как правильно прививать театральную культуру и почему самое главное – это любовь.

Глаза в глаза

Ольга Семёнова , «АиФ-Прикамье»: Что дал статус театра Дому Актёра?

Елена Старостина: В первую очередь – возможность участвовать в грантах для независимых театров. Сейчас государство уделяет этому больше внимания.

До этого мы были структурой подразделения союза актёров – Дом Актёра. То есть клубным объединением. Отчасти из-за этого некоторые не подозревали, что у нас есть театр, что можно прийти к нам на спектакли. Надеюсь, что новый статус поможет привлечь и нового зрителя.

Но Дом Актёра не перестал существовать и как клубная площадка. Здесь находится офис союза театральных деятелей. У нас проводятся лекции и встречи актёров, на нашей сцене играют дипломные спектакли студенты ПГИКа и т. д.

– У вас нет основной труппы. Как живёт театр?

– У нас антрепризный театр. Это когда люди собираются на проекты из разных мест – актёры, режиссёры, художники и т. д. Я как директор чаще всего предлагаю идеи, но они исходят и от актёров, режиссёров. На нашей сцене играют актёры из Театра-Театра, ТЮЗа, кукольного театра. Был интересный проект с солистами оперного театра – у нас шла камерная опера «Моцарт и Сальери».

Конечно, хотелось бы иметь свою труппу. Это даже необходимо, потому что последнее время актёры других театров стали больше работать, все очень заняты. Но пока это мечта.

Фото: Из личного архивa/ Елена Старостина

– Небольшим театрам сложно выживать в наше время?

– Надо различать не маленькие и большие театры, а государственные и негосударственные. У первых есть хорошее финансирование. Им не надо переживать, чем платить зарплату артистам, как оплачивать коммунальные счета (а в театрах это существенная статья расходов).

У независимых театров нет ничего. Большая часть бюджета уходит на коммунальные платежи и зарплаты сотрудникам. А то, что остаётся, уже можно тратить на постановки. В этом сложность.

Независимые театры выживают на какой-то своей особенности, на том, чего не могут предложить большие учреждения. Трудно соревноваться с теми, у кого большая труппа, хороший визуал, работают золотомасочники-режиссёры и т. д. Поэтому мы решили, что в Доме Актёра будем рассказывать человеческие истории очень близко к зрителю. Тихим голосом, глаза в глаза, тет-а-тет. Мы стараемся ориентироваться на душевные истории, очень человеческие. У нас нет остро-политических или остро-экспериментальных спектаклей.

Каждому спектаклю – свой зритель

– В этом году у многих повысился уровень тревожности. Некоторые находят спасение в искусстве. Почему?

– Каждый сам выбирает способ справиться с переживаниями и тревогой. Кто-то занимается спортом, кто-то слушает музыку, а кто-то – да, ходит в театр.

В театре ты не один. Томас Манн говорил, что театр превращает толпу в народ. Люди объединены спектаклем, они разделяют общие переживания.

Некоторые говорят, что пока  два часа смотрят спектакль, они ничего не боятся. С человека снимается напряжение, потому что он отвлекается на происходящее на сцене. Дома с телевизором так не получится – ты постоянно отвлекаешься. А в театре гаснет свет, начинается действие, и зритель полностью погружён в происходящее. Человек отдыхает. Даже несмотря на то, что ему приходится делать интеллектуальную или душевную работу. Всё равно это передышка, отдых от проблем, тревожных мыслей. Несколько часов человек живёт другой жизнью.

В театре гаснет свет, начинается действие, и зритель полностью погружён в происходящее. Человек отдыхает. Даже несмотря на то, что ему приходится делать интеллектуальную или душевную работу. Всё равно это передышка, отдых от проблем, тревожных мыслей. Несколько часов человек живёт другой жизнью.

– Зритель изменился за последние годы? Какой это человек – тот, которому нужен драйв на сцене или что-то глубокое, что заставит поразмыслить?

– На каждый театральный продукт есть свой зритель, а у зрителя в свою очередь – запросы. Тот, кто хочет послушать симфоническую музыку, пойдёт в оперный. Если настроение увидеть мюзикл, отправится в Театр-Театр. Хочется глубоко интеллектуальное произведение – туда же, но на спектакль «Пермские боги». А если есть потребность посмотреть что-то душевное, про межличностные отношения – пойдёт к нам на «Пизанскую башню» или на спектакль «Пришёл мужчина к женщине».

Зритель не меняется. Он скорее передвигается от театра к театру в зависимости от своих потребностей. Я работаю в Театре-Театре сорок лет. За это время там несколько раз полностью сменилась публика.

Фото: Из личного архивa/ Елена Старостина

– Как обстоят дела с театральной культурой?

– Во время гастролей сразу видно, в каком городе есть театр, а в каком – нет. К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые протискиваются к своему месту спиной к другим зрителям, не выключают телефоны во время спектакля и даже разговаривают вслух во время действия, будто сидят дома у экрана телевизора. Всё это происходит по разным причинам. В том числе – потому что человека в детстве не водили в театры и не объясняли, как себя нужно вести. Культура прививается с детства.

– Как правильно приучать ребёнка к театру?

– Очень важно выбрать спектакль, подходящий по возрасту. Когда родитель ошибается с этим, он приносит несчастье ребёнку и театру. Если вас предупреждают, что не нужно приводить малыша на спектакль с маркировкой 6+, то это не просто так. Даже если родители говорят «У нас развитый ребёнок, он в четыре года уже читает и пишет». Но это не значит, что он сможет воспринять происходящее на сцене. Велика вероятность, что он не поймёт спектакль, расстроится, заскучает или испугается. И решит, что этот вид искусства не для него. И больше никогда не придёт в театр.

Есть специальные бэби-спектакли – для малышей. Там ребёнок знакомится с театром и его жизнью, понимает правила. Он видит, что с одной стороны сидят люди, с другой стороны что-то показывают. Начинает осознавать, что в этот момент нужно посидеть тихо, а в другой – поучаствовать в действии (речь об интерактивном спектакле. – Авт.).

Подберите спектакль по характеру ребёнка. Подумайте, что будет для него актуально. Это как чтение. Если ему не понравилась книга, это не значит, что он не любит читать. Нужно просто выбрать подходящую для него. Так и со спектаклями. Если ребёнок никогда не занимался танцами, он вряд ли поймёт пластический спектакль без слов. Родителям нужно обращать на это внимание.

Подберите спектакль по характеру ребёнка. Подумайте, что будет для него актуально. Это как чтение. Если ему не понравилась книга, это не значит, что он не любит читать. Нужно просто выбрать подходящую для него. Так и со спектаклями.

Сила близости

– Ваш муж – актёр и режиссёр (Вячеслав Чуистов. – Авт.), вы – актриса и директор театра. Как удаётся ладить?

– Ужасно. (Смеётся.) Поэтому мы дали друг другу слово не обсуждать рабочие процессы дома. Пока мы работали только в Театре-Театре, проблем не было. Когда же вместе стали работать и здесь, то появился конфликт интересов. Поэтому решили, что дома – только про детей, любовь, кино, борщ и т. д. Это не всегда удаётся, и порой возникают конфликты. Но любовь побеждает всё.

Это понимание пришло со временем. Работа прекрасна: она приносит доход, удовлетворение. Но в конечном итоге с тобой остаются только человеческие отношения, то, что ты сделал для других. Всё остальное – тлен. Главное – близкие люди.

– В чём вы находите отдушину последнее время? Есть хобби, которое помогает?

– Чего-то определённого и постоянного у меня нет. Раньше в дополнительных увлечениях потребности не было – всё восполнял театр. Разве что помню, как мы почти всей труппой драмтеатра вязали. В то время купить вещи было сложно, зато были нитки. Терапевтическое занятие. Потом у меня родился ребёнок, было не до того. И хобби в моей жизни так и не появилось. Сейчас я отчасти страдаю, потому что у меня нет такого занятия.

Но расслабиться всегда помогает хорошая книга. Это главное, что может привести меня в состояние покоя, отвлечь от проблем.

Расслабиться всегда помогает хорошая книга. Это главное, что может привести меня в состояние покоя, отвлечь от проблем.

Лучший терапевтический эффект на меня оказывает общение с внуком. Хотя это, конечно, ещё и большой труд. Вместе мы читаем, рисуем, играем в настольные игры и т. д.

Поход в оперный театр – ещё одно прекрасное времяпре­провождение, которое помогает отвлечься от проблем. Но это и труд – интеллектуальный.

И, конечно, общение с друзьями и близкими. Это вновь про личные отношения. Про любовь.

Досье
Елена Старостина. Заслуженная артистка РФ. Родилась в Саратове. В 1982 г. окончила Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова. С 1982 г. – актриса Пермского академического Театра-Театра. С 2011 г. – директор пермского Дома Актёра, с 2021 г. – зампредседателя правления пермского отделения Союза театральных деятелей. С 2022 г. – мастер заочного курса студентов по направлению «мастерство актёра» ПГИК.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах