63% жителей Приволжского Федерального округа уверены в том, что ушедшие автомобильные бренды вернутся в Россию, и считают их уход временной мерой из-за санкций.
Таковы результаты опроса* «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).
Больше всего оптимистов оказалось в Сибирском (68%) и Южном (67%) федеральных округах. Чуть более четверти (28%) придерживаются противоположного мнения, так как уверены, что ушедшие иностранные бренды скоро заменят отечественные и китайские автомобили, а также поставки по параллельному импорту. Такую точку зрения чаще всего озвучивали на Дальнем Востоке (там не ждут возврата ушедших марок 35%), 12% участников опроса затруднились с ответом.
Из покинувших российских авторынок марок большинству автовладельцев не хватает европейских брендов: так ответили 45% опрошенных в регионе, ещё 33% недостает японских марок, 18% - корейских и 4% американских. Больше всего об уходе «корейцев» сожалеют в Московском регионе (52%) и Центральном федеральном округе (50%), «японцев» - на Дальнем Востоке (85%), «корейцев» - в Северо–Кавказском и Уральском округах, «американцев» - на Северо-Западе.
При этом ровно половина (50%) респондентов Приволжья считают, что схема параллельного импорта не сможет полностью заместить ушедшие бренды. Среди причин - более высокая цена ввозимых аналогов (об этом заявили 30% опрошенных), несоответствие заграничных комплектаций российским реалиям (16%), ввоз автомобилей преимущественно премиум-сегмента (4%).
При этом в регионе чуть более трети опрошенных (33%) согласны с тем, что схема параллельного импорта со временем заработает, так как дилеры приспособятся ввозить все востребованные модели.
В большей степени с данным мнением согласны опрошенные в Северо-Кавказском (49%) и Сибирском (41%) федеральных округах.
На перспективы отечественного автопрома в связи с уходом зарубежных марок россияне смотрят в целом оптимистично. Ровно половина респондентов (аналогичные показатели – 50% в Приволжском Федеральном округе) считают, что отечественный автопром будет развиваться активнее из-за импортозамещения и инвестиций в развитие. В большей степени с данным мнением согласны опрошенные в Северо-Кавказском (49%) и Сибирском (41%) федеральных округах. При этом чуть более четверти опрошенных (27%) полагают, что отечественный автопром останется на прежнем уровне. Ещё 23% ожидают ухудшение ситуации из-за санкций на запчасти.
Описывая будущее российских автодилеров, две трети респондентов однозначно отметили, что те продолжат переориентацию на китайские и отечественные марки (больше всего с этой позицией солидарны в Приволжском федеральном округе - 76%). Треть (34%) ожидают смены вектора в работе дилерской сети на ввезенные через параллельный импорт машины (чаще так считают на Дальнем Востоке - 41%, а также в Москве и Московской области - 44%). Еще 25% опрошенных отметили, что среди вариантов будущего для российских дилеров – переориентирование на продажу машин с пробегом, еще 21% считает, что акцент в работе сместится на сегмент подержанных автомобилей и даже уход части дилеров с рынка.
Все происходящие события, по мнению опрошенных, найдут отражение в ценовой политике автопроизводителей и дилеров. Почти две трети респондентов из Приволжья (64%) считают, что в 2023 году машины продолжат дорожать (чаще всего так отвечали на Дальнем Востоке - 81%, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и Северо-Западном федеральном округе - по 74%). Менее трети опрошенных (в Приволжье – 27%) ожидают стабилизации цен, 4% оптимистично надеются на падение цен, а 5% затруднились с ответом.