Никита Кричевский, экономист
В последние годы на дорожное хозяйство ежегодно выделялось около 300 млрд руб. С этого года повышен транспортный налог, во многих регионах запущены проекты платных дорог. В коня ли корм?
Не так давно один высокопоставленный чиновник Минтранса бесстыдно доказывал, что стоимость строительства двух схожих дорог в Центральной России может различаться в 20 раз! Выходит, сколько денег ни дай - всё мало будет. Иностранцы, узнав, сколько стоят дороги в России, падают в обморок - наверное, русские свои автотрассы не асфальтом, а икрой покрывают! Причём чёрной. Мы же, привыкшие ко всему, лишь уныло пожимаем плечами: воруют. Народ особых изменений к лучшему не видит, зато в Минтрансе и в статистической отчётности всё тип-топ.
Шантаж?
Если вы откроете сборник Росстата с итогами 2009 г., то с удивлением обнаружите, что в прошлом году общая протяжённость российских автодорог с твёрдым покрытием увеличилась аж на 22 тыс. км! Причём произошло это за счёт прироста автодорог местного значения. Странно, не правда ли? В стране бушевал кризис, большинство муниципалитетов не могли свести концы с концами, и вдруг такой прорыв!
Для сравнения: американцы ежегодно строят порядка 2 тыс. км автотрасс, европейцы - чуть больше 3 тыс. км, китайцы - почти 6,5 тыс. км. Однако если взять суммарные расходы на дорожное хозяйство нашей страны за прошлый год (9,8 млрд долл.) и разделить их на среднюю стоимость строительства 1 китайского километра, то получится, что построить мы могли всего лишь чуть больше 4 тыс. км. А ведь есть ещё расходы на содержание, ремонт, модернизацию автотрасс, великие стройки Сочи и Владивостока наконец. Не иначе как транспортники включили в общий показатель все грунтовки, подъезды к садовым товариществам и лесные ухабы?
Недавно Минфин дал понять: в госбюджете финансовая дыра почти в 30% обязательств, а потому всё, чем богаты дорогие дорожные строители, - это 100 млрд руб. в год, и точка! Что тут началось! Оказалось, что этих денег не хватит ни на что, хотя по прошлому году расходы на дорожный ремонт составили чуть больше 66 млрд руб. Но то было в прошлом году, а в будущем с такими «крохами» не видать нам ни ремонтов, ни новых дорог. Что это, если не откровенный шантаж?
А смысл в чём?
Но самое интересное, что на этот шантаж поддались. 27 июля объявили об официальном одобрении создания дорожных фондов. Фондов, некогда уже существовавших в России и ликвидированных по причине массовых хищений и растрат. Теперь нам предлагают сыграть в ту же игру ещё раз, причём правила, судя по всему, остаются прежними. По крайней мере, никаких слов об ужесточении контроля или о внедрении новых технологий дорожного строительства мы не услышали. За счёт каких источников будут наполняться федеральный и региональные дорожные фонды? За счёт наших кошельков, конечно, - в бюджете-то денег нет. В ближайшие 3 года топливные акцизы вырастут на 3 руб., по схеме 1 год - 1 руб. В переводе на русский это означает, что через 3 года бензин и солярка гарантированно станут дороже в среднем на 5 руб. за литр. И это без учёта инфляции, роста затрат топливных производителей и колебаний на мировом нефтяном рынке.
Робкие надежды автовладельцев на отмену транспортного налога рассеялись как утренний туман: налог на владельцев транспортных средств - региональный налог, а в бюджетах территорий дыра не меньше, чем в федеральной казне. И пусть базовая ставка налога будет снижена вдвое, а для владельцев машин мощностью менее 150 л. с. налог может быть отменён вовсе, принятие решения, а с ним и народный гнев почётно делегированы региональным властям. Зато планов у дорожников вновь громадьё. Например, министр транспорта И. Левитин заявил, что на деньги дорожных фондов к 2015 г. до нормативного состояния будет доведено целых 45 тыс. км дорог из 776 тыс. км дорог с твёрдым покрытием. Кроме того, за предстоящие 4 года планируют построить 10 тыс. км региональных дорог и 4 тыс. км федеральных трасс. Мол, будет вам европейское качество, можете не сомневаться.
Однако вряд ли при существующей материально-технической базе и безмерных дорожно-строительных аппетитах красивые министерские сказки станут реальностью. Если только тех же китайцев позовём, а так, скорее всего, не осилим. Нет, деньги будут освоены полностью, только результат по разным и, как всегда, объективным причинам будет скорректированным, скорее всего, сильно в меньшую сторону. А это значит, что денег на бензин и починку любимых «железных коней» мы будем тратить больше, автомобиль из средства передвижения постепенно превратится в роскошь, а сами дороги так и останутся извечной российской бедой.
В последнее время ситуация в дорожной отрасли страны будоражит умы и простых автомобилистов, и правительственных бухгалтеров, и руководителей государства. Первые виртуозно уворачиваются от ям и колдобин, вторые судорожно придумывают схемы финансирования, третьи тщетно призывают привести технологии и стоимость строительства дорог в соответствие с международными стандартами. Плохо всем. Хорошо лишь дорожникам, думающим в основном об обеспеченной старости да о безбедном существовании своих отпрысков. За счёт наших, заметьте, налогов.
Стоимость строительства 1 км автодорог |
|
Страна |
Примерная общая сумма затрат на 1 км (руб.) |
Европа |
|
Автобан в восточных землях Германии |
200 млн |
Автобан в Германии (в среднем) |
320-440 млн |
Чехия (автобан между Дрезденом и Прагой) |
368 млн |
США |
|
Дорога М6 South Beltline, Мичиган, 64 км |
75 млн |
Дорога SR-125, Сан-Диего, Калифорния, 50 км |
165 млн |
Дорога Route 87 Сан-Хосе, Калифорния, 30 км |
225 млн |
Россия |
|
Трасса «Краснодар - Новороссийск» |
794 млн |
Новая кольцевая автодорога в Московской области |
673млн |
Первый участок трассы «Москва - Санкт-Петербург» с 15-го по 58-й км |
1млрд 540 млн |
«Западный скоростной диаметр», Санкт-Петербург |
4 млрд 341 млн |
Участок 4 ТК от ш. Энтузиастов до Измайловского ш., Москва |
16млрд 500 млн |
Расчёты автора на основе публичных данных |
Интернет-опрос «АиФ»
У вас дороги вокруг какие?
- Плохие, ремонтируют периодически, но тут же ямы образуются - 50% (654 голоса)
- Чудовищные, никакого асфальта, колдобины и ямы - 13% (165 голосов)
- Ничего, ездить можно, но тихо - 13% (165 голосов)
- Очень плохие, не ремонтировались лет 20 - 10% (135 голосов)
- Хорошие - 9% (129 голосов)
- Отличные - 5% (63 голоса)
Всего голосов: 1311
Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU