Традиционный офлайн-ретейл за 2 года потерял 20% потенциальных оборотов из-за растущей доли покупок на маркетлпейсах.
При этом количество действующих торговых точек в непродовольственной рознице снизилось на 4% за год, а численность персонала также уменьшилась в среднем на 10%.
С такими показателями рынок торговой недвижимости в России остаётся одним из самых развитых в Европе. Уровень обеспеченности торговой площадью (квадратные метры на тысячу жителей) сопоставим с показателями крупных европейских столиц. К таким выводам приводит статистика Центра финансовой аналитики Сбербанка.
Анализ показывает парадоксальные вещи. Например, Москва по этому параметру не лидирует. Оказывается, больше всего торговых площадей в Самаре (792 м2 на 1000 жителей) которая уступает по насыщенности торговыми площадями среди европейских городов лишь Братиславе (885 метров). Самый низкий уровень обеспеченности среди российских миллионников показывает Волгоград — 341 метр, однако и это значение выше, чем в Берлине, Стамбуле, Софии и Лондоне.
При этом рыночная ситуация сильно меняется из-за активного роста онлайн-торговли. По объёму доли электронной торговли в структуре розничного оборота Россия уверенно заняла пятое место в мировом рейтинге с показателем в 23%, обойдя Германию с её показателем 15%. Лидирует в этом рейтинге Южная Корея с впечатляющими 49%.
Непродовольственные покупки на маркетплейсах выросли вдвое (с 18 до 32%) за три года и приблизилась к трети совокупных оборотов.
Аналитики отмечают, что внутри онлайн торговли большую роль играет сегмент маркетплейсов, которые по темпам роста опережают офлайн-торговлю. Внутри торговли непродовольственными товарами влияние маркетплейсов распространяется неравномерно. Больше всего они оказывают влияние в среде популярных товаров, таких как одежда (почти половина объёма), бытовая техника (44%) и товары для дома (42%). Воздействие платформ ощутили на себе также товары для строительства — маркетплейсы забрали себе около четверти продаж.
«Все эти тренды привели к ряду важных последствий. Торговые сети начали масштабную оптимизацию бизнеса, сокращая неэффективные филиалы и торговые площади. Особенно остро этот процесс протекает у крупных ретейлеров с большим числом торговых точек, являющихся основными арендаторами торговых центров.
Российский рынок торговой недвижимости переживает переходный этап, схожий с ситуацией, сложившейся в США, где последние 20 лет ежегодно открывается меньшее количество новых торговых комплексов, чем закрывается старых. Будущим инвесторам и девелоперам важно учитывать эти изменения, выбирая новые концепции и направления развития своего бизнеса» — комментирует руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников.
Налоговый ИИ-помощник Сбера поможет вернуть деньги клиентам в один клик
ГигаЧат научился разговаривать
Сбер предложил юным клиентам ещё один удобный способ перевода денег