Сотрудники Волго-Вятского банка Сбербанка помогли уберечь от посягательств мошенников более 270 млн рублей своих клиентов.
По словам специалистов банка в сутки в России совершается 8 млн мошеннических звонков. Чаще всего злоумышленники используют всевозможные психологические ловушки – так называемые методы социальной инженерии, которые легко могут ввести человека в состояние стресса, в котором он перестаёт адекватно оценивать ситуацию и контролировать свои действия.
Часто преступники звонят от имени сотрудников банка или правоохранительных органов и под разными предлогами направляют своих жертв в офисы кредитных организаций, чтобы они перевели деньги со своего счета на счет злоумышленников.
Сотрудники кредитной организации в таких случаях – именно те специалисты, кто может помочь клиенту спастись от мошенников. Она распознают, что человек находится под влиянием и убеждают его не действовать по указке звонящих. Иногда для «спасательной операции» привлекаются родственники потенциальный жертвы и правоохранители.
С начала 2023 года сотрудники банка таким образом сохранили клиентам 270 млн рублей. В Пермском отделении Сбера предотвращены попытки хищения на общую сумму более 21 млн рублей, из которых 5,1 млн рублей – кредитные средства, полученные клиентами под влиянием мошенников.
Родственники тоже могут помочь людям, столкнувшимся с мошенничеством. Так, в один из пермских офисов Сбера в этом году обратилась девушка с пожилым отцом. Она сообщила, что отец хочет снять со своего счёта 500 тысяч рублей и перевести их на якобы безопасный счёт, действуя под влиянием мошенников. Девушке не удалось переубедить отца, поэтому она решила обратиться к сотрудникам банка. Эксперты Управления безопасности незамедлительно выехали в офис для общения с клиентом. Во время беседы мужчина подтвердил, что ему на телефон звонят неизвестные лица, представляются сотрудниками правоохранительных органов и пытаются выманить у него средства. Клиенту объяснили, что он попал под действия мошенников, так как ни сотрудники банка, ни представители правоохранительных органов никогда не просят переводить деньги на безопасные счета. Также ему напомнили, что лучше не отвечать на звонки с неизвестных телефонных номеров. Клиент был благодарен сотрудникам банка, ведь с их помощью ему удалось сохранить свои денежные средства.
Эксперты Управления безопасности банка напоминают правила цифровой грамотности.
Данные по карте (полный номер, срок действия, cvc/cvv-код), смс-пароли – это ваша личная информация. Если к вам обратились по телефону или через мессенджер и под различными предлогами пытаются узнать данные о вашей банковской карте, смс-пароли, другую персональную информацию, или же предлагают поучаствовать в спецоперации по задержанию преступников, оформить кредит или снять накопленные средства для последующего их зачисления на «резервный счет» – это явные признаки мошенничества. Прекратите общение, положите трубку, кем бы звонивший не представлялся: сотрудником службы безопасности банка, МВД, ФСБ или ещё какого-либо ведомства.
Если информация, которую вам сообщили, вызывает сомнение или тревогу, обратитесь в ближайший офис банка или по номеру 900.
«Банк заботится о скорости, доступности и безопасности своих сервисов и услуг. Наша задача – минимизировать риски на всех уровнях для клиентов и защитить их от мошенников. В этой части важна работа банка по всем направлениям. Например, мы проводим лекции по финансовой и цифровой грамотности для школьников, пенсионеров, сотрудников различных организаций. Сотрудники офиса регулярно обучаются техникам диалога с людьми, находящимися под влиянием мошенников, чтобы вывести их из состояния стресса. Мы также помогаем правоохранительным органам в расследовании преступлений. Любое преступление в отношении банка и его клиентов всегда будет раскрыто, а виновные – привлечены к ответственности», - рассказал директор Управления безопасности банка Василий Фукс.