И когда мы говорим о деньгах, то надо предполагать, что речь обязательно пойдёт и о том, как их потратить, и о том, как приумножить. Одним словом - должна быть схема доходов и расходов.
Именно это и прописано в проекте бюджета нашего края на 2017 г. и на период 2018-2019 гг. Кстати, депутаты уже одобрили новый проект.
Готовый сценарий
Бюджет - дело привычное, ведь он регулирует жизнь нашего региона. Однако в новом проекте есть несколько важных особенностей. Во-первых, для разработки параметров бюджета на 2017-2019 гг. использовали базовый вариант прогноза социально-экономического развития края на период до 2019 г.
– Базовый сценарий - наиболее актуальный, поскольку предполагает более активную господдержку в отраслях импортозамещающего производства, воплощение проектов крупными промышленными компаниями, - считает Татьяна МИРОЛЮБОВА, декан экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, депутат Законодательного собрания. - Прирост валового регионального продукта (ВРП) может достигнуть 1,1%.
Во-вторых, впервые одновременно с проектом закона о бюджете был представлен долгосрочный проект бюджетного прогноза края на 2017-2028 гг. Это раздвигает горизонты планирования и позволяет учесть возможные риски и последствия. На протяжении всего прогнозного периода ожидается низкая инвестиционная активность реального сектора экономики. При этом ухудшение прогноза, на который основное влияние оказали инвестиционные планы предприятий добывающей отрасли, транспорта и связи, неблагоприятно отразится на росте промышленного производства. А это может негативно повлиять на поступления платежей в краевую казну.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета за 2017-2028 гг. вырастут в два раза: с 91 221,6 млн руб.
в 2017 г. до 183 830,8 млн руб. в 2028 г. Средний темп роста доходов за этот период по годам - 6,3%. Не надо забывать, что в крае воплощают в жизнь крупные проекты. Идёт модернизация производства на Березниковском содовом заводе, создают современную производственную базу «Технополис «Новый Звёздный». Также успешно работает программа по созданию семейства турбореактивного двигателя для самолёта. А компания «Еврохим» создаст в крае 2000 рабочих мест. Всё это позволит сохранить объём инвестиций в основной капитал на уровне 2015 г.
– Тут важно учитывать и негативные риски для доходной части бюджета в долгосрочном периоде, - комментирует Татьяна Миролюбова. - Такие, как зависимость некоторых показателей прогноза от внешних факторов развития экономики; снижение прогнозируемого уровня налогооблагаемой прибыли крупных налогоплательщиков и уровня прогнозируемого роста фонда заработной платы и т. д.
Кого поддержат?
Ещё одна особенность нового проекта бюджета касается инновационного развития и создания благоприятных условий для подъёма малого и среднего предпринимательства: в 2017-2019 гг. будут оказывать поддержку частным инвесторам. Что сюда входит? Заключение специальных инвестконтрактов, в том числе с привлечением Российской Федерации и муниципальных районов, гарантирующих налоговые преференции в виде права на применение сниженных налоговых ставок, а также неизменности налогового бремени на период действия такого контракта. Региональный фонд развития промышленности края будет предоставлять на льготных условиях займы промышленным предприятиям, осуществляющим импортозамещение.
– Эффективную госполитику важно вести за счёт поддержки двух главных секторов малого и среднего бизнеса: массового, который обеспечивает комфортную среду для населения, занятость и самозанятость, и высокотехнологичного среднего бизнеса, играющего важную роль в импортозамещении. Муниципальные программы по-прежнему будут работать при финансовой поддержке региона, - поясняет Татьяна Миролюбова.
Важную роль для устойчивости бюджета играет взвешенная налоговая политика. Прогнозируемые доходы бюджета края в следующем году вырастут на 7,3% относительно первоначально утверждённого бюджета на 2016 г., а за трёхлетний период - на 20,7%.
Видно, что основной удельный вес запланированного роста доходов приходится на налог на прибыль, рост которого прогнозируется в объёме 3328 млн руб. При этом 2200 млн приходится на рост налоговой ставки на 1,5%. В среднесрочной перспективе сохранится рост объёма налогооблагаемой прибыли в среднем на 4,2%. Запланированный рост НДФЛ - 8,5%, налога на имущество организаций - 12,7%.
По мнению специалистов, краевое налоговое законодательство в 2017-2019 гг. надо усовершенствовать. А для этого важно продолжить работу по стимулированию предпринимательской активности, повысить эффективность и получить результат от малого и среднего бизнеса. Что касается налога на имущество организаций, то здесь надо предусмотреть мероприятия по переходу на исчисление налога по кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов. В отношении ставок, льгот и механизма расчёта транспортного налога в крае планируют провести анализ и мониторинг законодательных инициатив Правительства РФ.
– Правительству важно сохранить политику предоставления налоговых льгот, направленных на стимулирование привлечения новых инвестиций в экономику края; модернизацию основных производственных фондов; поддержку ориентированных на экспорт производств, а также предприятий, работающих по программе импортозамещения, - считает Татьяна Миролюбова.
Что в основе?
Говоря о бюджетной политике, надо отметить два момента: стимулирование роста производства основных видов сельхозпродукции и повышение качества жизни селян, а также инновационное развитие и создание благоприятных условий для работы малого и среднего предпринимательства.
– Однако анализ финансирования расходов экономического блока госпрограмм на 2017 г. показывает уменьшение размеров по сравнению с 2014 г. (на 33%), - комментирует Татьяна Миролюбова. - Их доля снизилась с 4,9% до 3,4% от общей суммы программных расходов бюджета.
А вот другой пример. Он связан со сферой образования. В перечне объектов капстроительства общественной инфраструктуры заложено финансирование 9 новых объектов, связанных с проектами реконструкции учреждений среднего профобразования. Это важно в условиях острого недостатка на предприятиях квалифицированных рабочих. Но при этом уже несколько лет закон приостанавливает индексацию дополнительных и именных стипендий Пермского края.
И ещё одна особенность нового проекта бюджета. Его формировали по программной классификации расходов во взаимосвязи бюджетных ресурсов с целевыми показателями деятельности исполнительных органов власти края. Известно, что программный бюджет - это документ, ориентированный на результат. Однако зачастую данная взаимосвязь носит формальный характер. Нет утверждённых законодательно нормативных правовых актов, регламентирующих алгоритм расчёта целевых показателей и их увязку с объёмом финансирования мероприятий программ. Целевые показатели должны быть рассчитаны исходя из бюджетных возможностей.
По мнению Татьяны Миролюбовой, перед органами власти края стоит задача усовершенствования методологии формирования гос-программ, в том числе с учётом методик федеральных органов власти и удлинения горизонта их планирования.
Итак, проект бюджета готов. Как он будет работать - покажет время.