Отношения работник-работодатель в последнее время переходят на новый уровень. Формируется культура заботы о сотрудниках, так называемое направление well-being, (в пер. с английского – «благополучие», «удовлетворённость жизнью»).
О создании среды, позволяющей сотруднику полностью раскрывать свой потенциал, рассказала заместитель генерального директора – директор по персоналу и коммуникациям компании «Уралкалий» Ирина Константинова.
Счастливый человек
Иван Колобов, «АиФ-Прикамье»: Как изменилась работа с кадрами в последнее время?
Ирина Константинова: Главная задача – быть здесь и сейчас, чётко понимать, что нужно работнику в данный момент. Мы разработали программу «Благополучие». Именно от благополучия сотрудников напрямую зависят показатели текучести, производительности. Цель проекта – создание среды, в которой работник удовлетворён всеми аспектами своей жизни, а не только связанными с работой. Мы выделили основные направления благополучия сотрудников: здоровье, эмоции, саморазвитие, финансы, социальные связи и общественная вовлечёность.
– Как это работает?
– Программа включает в себя не только социальные льготы, но и многие другие инициативы, направленные на улучшение эмоционального состояния, саморазвитие, укрепление социальных связей, получение новых впечатлений и позитивного опыта. Например, если говорить о физическом и эмоциональном благополучии, то сотрудники могут рассчитывать на комплексное медицинское обслуживание, программы реабилитации, медицинские осмотры, консультации психолога, услуги телемедицины, вебинары о здоровье, компенсацию питания и занятий спортом. Кстати, про питание особо отмечу – каждый сотрудник получает скидку 70 % от стоимости блюд в столовых и буфетах по своему электронному служебному пропуску.
Сотрудники могут рассчитывать на комплексное медицинское обслуживание, программы реабилитации, медицинские осмотры, консультации психолога, услуги телемедицины, вебинары о здоровье, компенсацию питания и занятий спортом.
Для личного и семейного благополучия действуют программы по детскому отдыху, проходят семейные спортивные и культурные мероприятия, работает система нематериальных поощрений. Самые популярные у нас – «Человек года», «Сто лучших», когда самых достойных называют коллеги. Также существует программа коммуникаций руководителей с коллективами. Если мы говорим об общественном благополучии, то это система корпоративного волонтёрства, молодёжное движение и творческие сообщества. Для карьерного развития у нас действуют кадровый резерв, система самообучения на HR-портале, где собраны электронные курсы по самым разным направлениям. Регулярно проходят недели развития карьеры и тренинги. Все составляющие программы востребованы работниками и эффективны.
– Какие результаты ожидаете?
– Нам важно иметь мотивированных и вовлечённых сотрудников. Поэтому ждём, что программа поможет сотрудникам наполнить жизнь смыслом и впечатлениями. Представляете, как важно, когда на работу приходит счастливый человек? Благополучные сотрудники – источник развития компания: новые идеи, энтузиазм и взаимоподдержка, реализация потенциала на благо себя и компании. И всё вместе это не набор льгот и бенефитов, а часть корпоративной культуры и бренда работодателя.
Забота о людях
– Есть ли какой-то проект, которым вы особенно гордитесь?
– Есть устойчивое выражение: «Бизнес – это люди. Заботьтесь о них, и они будут заботиться о компании». Это действительно так. В Березниках и Соликамске мы строим жильё для своих сотрудников. Работники могут приобрести новые квартиры на льготных условиях. У нас существует программа по компенсации процентных ставок по ипотечным кредитам на покупку жилья.
– Социальные гарантии – это хорошо. Но ведь немалую роль играет и окружающая среда, в которой люди живут? Считаете ли вы, что крупный работодатель должен заботиться и о городе присутствия компании?
– Не только так считаю, но и хочу отметить, что это задача не для разовой инвестиции или краткосрочной акции. Это история фундаментальной трансформации территории, в которой большую роль играет как раз градообразующее предприятие. Сегодня вложения в создание комфортной городской среды – это важнейшее конкурентное преимущество, ведь таким образом мы привлекаем сотрудников для работы на своих промышленных объектах.
Вложения в создание комфортной городской среды – это важнейшее конкурентное преимущество, ведь таким образом мы привлекаем сотрудников для работы на своих промышленных объектах.
Например, с 2022 г. мы направили 45 млн руб. на реализацию проекта «Уютный город» в Березниках и Соликамске. На эти средства установлены детские и спортивные комплексы, благоустроены общественные пространства и территории. Также в прошлом году при поддержке предприятия запустили проект «Сельские каникулы» по организации летней занятости детей. Проект стал лауреатом регионального конкурса «Лидер» в номинации «Образование». Кроме того, компания принимает активное участие в развитии сферы культуры и искусства. Яркие примеры тому – поддержка традиционного всероссийского фестиваля «Звоны России», который известен далеко за пределами края, и финансирование строительства Никольского храма, одного из крупнейших в Пермском регионе.
– Насколько важна на предприятиях работа с молодёжью?
– Очень важна. У нас эта работа ведётся системно и последовательно. Во-первых, существует своя кузница кадров – корпоративный университет. Отсутствие опыта или квалификации – больше не проблема для молодых специалистов. При отсутствии желаемой вакансии работник может начать карьеру с альтернативной стартовой позиции и дальше расти профессионально, пройдя обучение в корпоративном университете. Во-вторых, у нас реализуется проект «Инженерные классы»: на базе городских школ старшеклассников знакомят с профессиями промышленной отрасли, обучают азам, формируют у них осознанную мотивацию к выбору будущей профессии. Десятки студентов вузов и ссузов учатся по целевым программам, проходят у нас практику и стажировку, а потом становятся членами нашей команды.
– Что бы вы назвали главным звеном в формировании культуры заботы о сотруднике?
– Постоянство. От процесса найма до последнего рабочего дня надо организовывать всё так, чтобы сохранялся баланс между потребностями сотрудника и потребностями компании. Взаимодействие с сотрудниками нужно выстраивать на принципах социального партнёрства, равных возможностей, осуществляя постоянный диалог, вовлекая сотрудников в деятельность компании.