Практически каждый хоть раз в день да съедает что-нибудь сладкое: конфету, пирожное, дольку шоколада... Это привычный атрибут повседневных чаепитий. При этом многие заметили, что сладкое подорожало в разы. Что происходит с ценами? Вернутся они к прежним значениям? Об этом в материале сайта perm.aif.ru.
«Уходят ни с чем»
«У нас уже семейная традиция – есть во время вечернего чаепития определённый шоколад. Раньше он стоил около 100 руб. Примерно месяца три-четыре назад он подорожал на 50%. Мы смирились и продолжали покупать. Сейчас плитка стоит 289 руб.! И ведь речь об обыкновенном шоколаде, а не о каком-нибудь новомодном дубайском! Мы в шоке!» – рассказала пермячка Наталья Попова.
«Заметила, что подорожали все сладости, а не только шоколад. Печенье, упаковку которого раньше брали за 24-29 руб. (в зависимости от акций), сейчас стоит около 60 руб. Пачка маленьких круассанов выросла в цене в два с половиной раза, – говорит жительница краевой столицы Марина Володина. – Иногда наблюдаю картину: люди заходят в отдел сладостей, смотрят на цены, а потом разворачиваются и уходят ни с чем».
Прикамцы отмечают, что сладкое подорожало и в маленьких продуктовых магазинах, и в больших сетевых супермаркетах, в том числе – дискаунтерах.
Комплекс причин
Экономисты считают, что к увеличению стоимости сладостей привёл целый комплекс причин.
«Цена, как явление рыночное, аккумулирует в себе изменения и спроса, и предложения. С первым всё достаточно традиционно. Спрос на шоколад и сладости в целом достаточно устойчив. А в дачный сезон он повышается. Ведь шоколад берут с собой на участок на перекус. При появлении первых ягод спрос немного снижается, – рассказывает доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ Оксана Буторина. - Теперь о предложении. На него влияет увеличение затрат на производство. И вот здесь кроется основная причина роста цен на сладости в целом. Почему растут затраты? Первый фактор (он отмечается абсолютно всеми крупными производителями кондитерских изделий) – это скачкообразный рост цен на исходное сырьё. Вторая причина, которая упоминается экспертами реже, – внедрение новых стандартов для пищевой промышленности. Начиная с 2023 г. меняется закон о защите прав потребителей.
По нему все российские производители обязаны изготавливать продукты в соответствии с ГОСТом Р (стандарт, введённый на территории России. – Ред). Принятие закона связывают с необходимостью борьбы с низкокачественными продуктами (для сохранения здоровья людей), полулегальными и нелегальными предприятиями и контрафактом. С марта 2024 г., когда были приняты дополнения к упомянутому закону, компании – производители пищевой продукции должны направлять на экспертное заключение документы по техническим условиям и внутренним стандартам по производству кондитерских и других продуктов для проверки на соответствие производственного процесса унифицированному ГОСТу Р. Чтобы соответствовать требованиям, предприятия вынуждены совершенствовать производство. Это приводит к росту затрат и объективному увеличению себестоимости товаров и их цен. Такое явление называется инфляцией предложения».
По словам эксперта, ещё одна причина роста цен – удорожание сырья. К примеру, в 2024 г. стоимость сливочного масла увеличилась на 80 %, какао-бобов – на 30 %, сухих молочных смесей – на 25 %, сахара – на 7 %. Отдельно стоит упомянуть цены на импортное сырьё – такое как кокосовая стружка и кокосовое молоко, пальмовое масло. Например, последнее подорожало за год на 40 %, отмечает эксперт.
Третья причина – сокращение ассортимента. Исчезновение некоторых товаров (на время модернизации предприятий или навсегда) с прилавков может быть связано с несоответствием внедрённым с 1 января 2025 г. ГОСТам Р. Также сами пищевые компании могут сокращать линейку продуктов, требующих масштабных изменений в процессе производства – прежде всего по исходному сырью. При этом оставшиеся в перечне выпускаемых товары неминуемо растут в цене (так компания компенсирует свои финансовые потери).
Чтобы соответствовать требованиям, предприятия вынуждены совершенствовать производство. Это приводит к росту затрат и объективному увеличению себестоимости товаров и их цен.
«Например, представим, что мы производили два вида конфет. Один стоил 100 руб. за кг, а другой – 70 руб. Чтобы производить вторые конфеты, нам нужно полностью поменять рецептуру в соответствии с ГОСТом Р. Нам проще от них отказаться и выпускать только один вид продукции, чтобы выручка в целом не стала меньше, продавать их мы будем за 170 руб.», – поясняет эксперт.
Что касается сроков подорожания сладостей, на ситуацию влияет политика крупных ритейлеров. В конце 2024 г. они сделали запасы продуктов на два-три месяца, чтобы в 2025 г. не сразу закупать товар по выросшим на 20-30 % ценам. К концу первого квартала 2025 г. склады опустели. Магазины распродали товары и были вынуждены закупаться по новым ценам. Таким образом, для потребителя подорожание было несколько отсроченным.

Платить за качество
Требования к производителям меняются отныне и навсегда. Это значит, что цены на сладости уже не снизятся?
«К сожалению, они будут только расти. Причём переход на новые ГОСТы Р изменит ценник на очень многие продукты на российском рынке (в том числе и социально значимые). Некоторые из них в результате могут стать продуктами привилегированного класса. Если вы хотите есть качественный шоколад, то должны быть готовы заплатить за плитку 200-300 руб., – говорит Оксана Буторина. – Но, повторюсь, всё это делается для улучшения качества пищевой продукции, чтобы не было постоянных жалоб потребителей на то, что в колбасе вместо мяса бумага с усилителями вкуса, а молоко, скисая, превращается не в простоквашу, а в зелёную жижу».
Кстати, с 1 января 2025 г. вступили в силу и новые ГОСТы на молоко и молочную продукцию. С 1 июня 2025 г. изменятся требования к маркировке этих товаров, а также безалкогольных, завариваемых и расфасованных в потребительскую упаковку (чай, кофе) напитков. Кроме того, ожидается, что будут дорожать консервы (мясные, пюре для прикорма малышей, тонизирующие напитки, продукты переработки фруктов и овощей), печенье.
«Рост цен на перечисленные категории товаров будет резким и значительным, – отмечает эксперт. – Нужно понимать, что, по оценке экспертов, новым стандартам на российском рынке не соответствуют 60-80 % продуктов».
Чем заменить конфеты?
Врачи всегда говорили о том, что сладкое нужно есть дозированно, ведь оно может навредить здоровью. Норма потребления сахара для детей составляет около 25-35 г в сутки.
«Это соответствует 2-3 небольшим конфетам (например, карамелькам), 20-30 г шоколада, половине порции пирожного, – рассказывает доктор медицинских наук, кардиолог, терапевт, профессор кафедры поликлинической терапии ПГМУ Наталья Корягина. – Для взрослых рекомендуемое количество сахара в день также ограничено – это около 25-50 г, что эквивалентно 3-5 небольшим конфетам, половине одной стандартной плитки шоколада (около 50 г), пирожному скромных размеров или кусочку торта».
Что поможет справиться с тягой к сладкому? Можно переключиться на свежие фрукты (яблоки, груши, апельсины) и ягоды. Всё это богато витаминами и клетчаткой, хорошо утоляет голод. Альтернатива – сухофрукты (курага, чернослив, финики, инжир), которые менее калорийны, чем обычные сладости, и дольше насыщают организм. А орехи (миндаль, грецкий) и семечки (подсолнечные, тыквенные) полезны для сердца, мозга, снижают аппетит и предотвращают переедание. Попкорн без добавления масла и соли – низкокалорийный продукт, богатый клетчаткой и витаминами группы B.