(обновлено )
Примерное время чтения: 10 минут
66

Кадры для будущего края. Как детей вовлекают в научно-техническое творчество

«Музей детских изобретений» интегрирован в выставку о достижениях российской науки «Россия – миру», которую бесплатно в Историческом парке могут посетить все желающие.
«Музей детских изобретений» интегрирован в выставку о достижениях российской науки «Россия – миру», которую бесплатно в Историческом парке могут посетить все желающие. / Татьяна Титова / АиФ

Пермский край богат на талантливую молодёжь. Об юных изобретателях региона знают люди всей страны. Но вопрос вовлечения детей в научно-техническое творчество по-прежнему остаётся острым. Какие проблемы в этом направлении существуют? И какие проекты позволяют их решать? Читайте в материале сайта perm.aif.ru.

Успешные практики

Представители научного сообщества и предприятий, родители и наставники юных изобретателей обсудили инструменты и механизмы вовлечения учащихся в научно-техническое творчество во время круглого стола, организованного «АиФ-Прикамье» на площадке Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ). Закономерно, что дискуссия началась с разговора о необходимости выхода профориентации на новый уровень.

Вопросом повышения привлекательности инженерных профессий сегодня озадачены как учебные учреждения, так и предприятия. Они объединяют усилия. И пример тому – взаимодействие школы № 123 Перми и ПЦБК. Два года назад они запустили «Наш проект». Это образовательно-производственный квартал, концепция которого предполагает, что каждый школьник сможет получить востребованное образование и рабочую профессию в пределах родного микрорайона.

а
Директор школы № 123 Перми Ирина Попова и директор департамента по персоналу ПЦБК Ольга Коршунова поделились опытом успешного взаимодействия учебного учреждения и предприятия Фото: АиФ/ Дмитрий Шадрин

«Мы проанализировали те специальности, которые необходимы предприятию, выделили четыре основных направления (информационные технологии, инжиниринг, экономика и экология) и по ним разработали программу допобразования для 5-11 классов, которую посещают абсолютно все ребята, – рассказала директор школы № 123 Перми Ирина Попова. – В частности, восьмые классы у нас в течение всего года выезжают в три ссуза, где проходят полноценные профессиональные пробы с получением свидетельства. Девятые классы весь год работают с наставниками с предприятия, решая реальные задачи организации. Они получают кейсы, работают над ними и защищают свои идеи. В результате мы выбираем самых сильных ребят и отправляем их в образовательные путешествия: в прошлом году они посетили Екатеринбург, в этом году вернулись из Казани».

В продолжение разговора о выходе профориентации на новый уровень начальник отдела подготовки и развития персонала ПАО НПО «ИСКРА», член правления Союза работодателей ракетно-космической промышленности России Андрей Шишкин напомнил про краевой проект «Первая профессия». Он позволяет старшеклассникам проходить краткосрочное обучение на базе ссузов, по итогам которого они получают свидетельство о профессии с присвоением квалификации. Таким образом, они могут начать свой карьерный путь.  

Дарья Йосеф рассказала про проект «Я – предприниматель» Фото: АиФ/ Дмитрий Шадрин

Директор филиала ООО «Юридическая фирма Городисский и Партнёры» в Перми, директор регионального ресурсного центра «Гении Прикамья» Дарья Йосеф рассказала про проект под названием «Я – предприниматель». Это образовательная программа, которая знакомит школьников с основами интеллектуальной собственности, маркетинга, предпринимательской деятельности, юнит-экономики.

«Таких программ должно быть больше. Мы учим детей быть не только изобретателями, но и технологическими предпринимателями, в том числе захватываем нишу креативных индустрий. Это важно. Почему? Если у детей проблемы со здоровьем, но гениальные мозги и золотые руки, они тоже творят и могут зарабатывать на этом деньги», – считает она.

Важен пример и наставник

Ещё одним механизмом вовлечения детей в научно-техническое творчество является демонстрация успеха сверстников.

«Детям нужно показывать то, что делают другие дети, тогда они поймут, что тоже способны на многое. Для этого мы создали виртуальный музей детских изобретений. Это сайт, где в формате 3D-тура можно познакомиться с разработками пермских школьников. Благодаря таким проектам можно привлекать внимание детей к научно-техническому творчеству. Но, чтобы школьник мог развиваться в этом направлении, ему нужен наставник. Это педагог, увлечённый своим делом, либо родитель, который вместе с ребёнком будет что-то творить», – считает генеральный директор «АиФ-Прикамье» Марина Масленникова.

Марина Масленникова презентовала «Музей детских изобретений»
Марина Масленникова презентовала «Музей детских изобретений» Фото: АиФ/ Дмитрий Шадрин

С тем, что детям важен пример других детей, согласилась заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 93 Перми Светлана Кислицына.

«Учитель может много говорить. Но когда своим опытом делится ребёнок, то это гораздо лучше воспринимается детьми. У нас в школе наставниками являются не только взрослые, но и дети: старшеклассники помогают пятиклассникам», – рассказала она.

Светлана Кислицына рассказала про проекты школы № 93 Перми Фото: АиФ/ Дмитрий Шадрин

Руководитель семейного клуба «Гении Прикамья», ведущий инженер лаборатории природной и техногенной сейсмичности Горного института Уральского отделения РАН Юлия Варлашова считает, что важно общение. Она обратила внимание на проблему: в регионе пока нет площадки, где полноценно существовало бы детское научное сообщество.

«"Академия первых" и "Гении Прикамья" проводят очно мероприятия, где ребята с разными тематиками встречаются на одной площадке, знакомятся, у них возникают новые команды. Но этого мало, – считает она. – Хотелось бы, чтобы появилась локация, которая бы стала точкой притяжения и новых коллабораций, и были взрослые, готовые поддержать встречи детского научного сообщества».

Устами ребёнка глаголет…

По мнению родителей-наставников, обратить внимание стоит и на то, что работа по привлечению школьников в научно-техническое творчество в регионе развивается параллельными, порой совсем не связанными друг с другом путями.

«Многие предприятия работают со своими подшефными школами. Но взаимодействия между всеми этими индустриальными партнёрами и школами нет. У нас есть замечательная площадка – ресурсный центр «Гении Прикамья», который ежегодно проводит краевой конкурс. Может, на следующий год предприятия предложат решать свои кейсы не только детям подшефных школ, но и остальным детям края?» – предлагает мама-наставник Ирина Шейнина.

Ирина и Даша Шейнины поделились своими мыслями о том, как вовлекать школьников в изобретательство
Ирина и Даша Шейнины поделились своими мыслями о том, как вовлекать школьников в изобретательство Фото: АиФ/ Татьяна Шкляева

Родителям не хватает целостности системы, да и педагогам тоже. А чего же не хватает самим детям, чтобы раскрыть свои таланты?

«Конечно, финансов. Создание проекта, прототипа – это деньги. Приходится просить у родителей, а порой всё получается не сразу. Нужно немало средств», – признаётся юная изобретательница Дарья Шейнина.

При этом школьница рассказала, что занимается научно-техническим творчеством потому, что хочет сделать мир лучше.

Нужно объединять усилия

Проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию ПГГПУ Алексей Сарапулов:

«Сегодня тема научно-технического творчества обучающихся и научно-технологического развития – одна из ключевых, связанных в том числе с суверенитетом нашей страны и сменой технологического уклада. И те вызовы, которые мы с вами наблюдаем, так или иначе заставляют нас объединять усилия для того, чтобы всем вместе готовить кадры для будущего нашей страны.

Эта тема стала одной из стратегических и для нашего вуза. Я думаю, многим известны проекты, которые реализует «Дом научной коллаборации им. А. А. Фридмана»: это дополнительные программы обучающихся, курсы повышения квалификации, проектная школа «TESTO» и др. В наши проекты заходит всё большее количество индустриальных партнёров, органов власти, учительского и родительского сообществ, студентов. Считаю, что только при помощи такого синергетического подхода, когда мы будем объединять усилия совершенно разных институций, можно добиться результатов, сделать научно-техническое творчество и развитие учащихся драйвером экономического развития не только нашего региона, но и страны».

Всё гораздо сложнее

Заместитель директора по проектной деятельности гимназии № 7 Перми Андрей Михайлов:

«Те люди, которые работают в образовании, прекрасно понимают, что тесное взаимодействие между промышленным предприятием и организацией именно среднего образования – это уникальная ситуация. В большинстве своём, к сожалению, в действительности дело обстоит значительно сложнее. Надо понимать, что подобные мысли приходят в голову практически всему административному составу любой школы, но найти взаимодействие с промышленными предприятиями сложно. Им нужны квалифицированные специалисты здесь и сейчас. Вкладываться в школьников, которые, может, придут через несколько лет, а может, и не придут на их предприятие, они не хотят. Компаний, готовых поддержать школьные проекты, можно по пальцам пересчитать».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах