Подготовка к школе — не только покупка тетрадей и школьной формы. Ребёнка ждёт новый опыт, и даже если он положительный, это всегда стресс. Психолог сервиса «СберЗдоровье» Дарья Яушева рассказывает, как помочь школьнику переключиться с отдыха и что делать, если с адаптацией проблемы.
Когда лучше начинать подготовку?
Первоклассников можно начинать готовить за год, и детский сад в этом помогает. Обсуждать новый распорядок дня и особенности среды, в которую попадёт ребёнок, — за 1-1,5 месяца до первого учебного дня.
Детей постарше можно начинать готовить за месяц, но не нужно нагнетать: напомните ребёнку, что впереди ещё целый месяц отдыха, а учёба тоже бывает интересной и увлекательной.
Что должен уметь ребёнок, который идёт в первый класс?
Необходимые первокласснику навыки делатся на две группы. Это учебные и социальные.
Учебные: знание цветов, цифр, алфавита, времен года.
Социальные: знание основных правил поведения в обществе, умение слушать преподавателя.
Ещё для ребёнка важен эмоциональный интеллект. Он должен уметь распознавать свои эмоции управлять ими, понимать, что у окружающих тоже есть чувства, уважать чужие границы.
Как психологически подготовить ребёнка к школе?
Сделайте начало учебного года праздником. Поговорите с ребёнком о том, что его ждёт и почему это хорошо (например, это новый этап взросления). Выберите вместе портфель и концелярские принадлежности — так ребёнок будет чувствовать собственную значимость и ответственность.
Расскажите о своем опыте. Веселые истории о ваших школьных годах будут для ребёнка наглядный примером, почему школа — интересно.
Предложите помощь. Покажите ребёнку, что вы будете рядом и готовы поддержать его. Проговорите, что учёба — важно, но его счастье и спокойствие — важнее. Это станет профилактикой нездорового перфекционизма и укрепит ваши отношения.
Как подготовка к школе зависит от темперамента ребёнка?
Дети разные, и к каждому нужен свой подход. С застенчивым ребёнком нужно говорить о взаимоотношениях с окружающими: обсудите сложные ситуации, с которыми он может столкнуться, и как себя вести.
Есть дети, у которых проблемы с личными границами и дисциплиной. Объясните, почему это важно не только для окружающих, но и для него. А если ребёнок не любит школу, выясните, что именно ему не нравится, поддержите его и вместе придумайте, как это исправить.
Как родителю понять, что адаптация к школе прошла хорошо?
Говорите с ребёнком, задавайте ему вопросы и не обесценивайте его чувства. Так ребёнок будет больше вам доверять и сам расскажет о том, как обстоят дела в школе.
Но если вы заметили, что эмоциональное состояние ребёнка после начала учебного года ухудшилось, а он сам не говорит, почему, попробуйте поговорить с классным руководителем.