Примерное время чтения: 9 минут
1026

Дух творца. Как дети становятся изобретателями

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Прикамье 10/11/2021 Сюжет Разработки пермских учёных
Весёлые уроки изобретательства детям нравятся больше других.
Весёлые уроки изобретательства детям нравятся больше других. Из личного архива

Устройство для надевания бахил, набор для фиксации переломов,  натяжитель  проводов для диабетической помпы. Трудно поверить, что авторами этих серьёзных изобретений стали школьники.

В Прикамье за последние несколько лет школьники получили  15 патентов на изобретения и около  40 – на полезные модели. Преподаватель, изобретатель Раиль Галеев рассказал «АиФ-Прикамье» о духе творчества, детской изобретательности и уникальных открытиях пермяков.

Волшебная береста

Наталья Стерледева, «АиФ-Прикамье»: Раиль Наилович, как вы стали учить детей изобретать? С этим была связана ваша профессиональная деятельность?

Раиль Галеев: Нет, по профессии я строитель.  Много лет у  меня  была своя фирма, которая занималась капремонтом, архитектурной подсветкой зданий, реставрационными работами. Мы участвовали в восстановлении Белогорского монастыря, Храма Петра и Павла и других памятников архитектуры. Но в 2010 г. я расстался с бизнесом и стал проводить в школах олимпиады по интеллектуальной собственности, запатентовал собственное изобретение. Перелом этот произошёл, когда мне было около 50 лет. Словно озарение нашло. Я стал активно заниматься изобретательством. 

– Что стало причиной столь резкого поворота?

–  В 2010 г. с бизнесом у меня были сложности. Но я не отчаивался. Много времени проводил в спортзале, бассейне. И почти год «жил» в библиотеке им. Горького. Тогда меня «зацепил» один вопрос: я узнал, что в 1956 г. в Нижнем Новгороде нашли около 1,5 тыс. берестяных грамот, датированных 1250 годом – русичи писали друг другу письмена. Находкам было больше 700 лет. Некоторые грамоты находили в болотистой местности, на глубине двух-трёх метров. Казалось, они должны была давно сгнить, но почему-то сохранились. Это было удивительно. Веками сохраняются золото, серебро, бронза, мумии в саркофагах, некоторые  каменные строения. Но как уцелела береста? Я стал искать ответ на этот вопрос, проштудировал массу литературы. Проводил исследования, испытания. До сих пор свойства березы до конца не изучены. Возможно, пока сознание человека не может полностью понять суть загадок природы. Но известно, что в берёзе  как минимум содержится сильнейший антисептик. На Руси давно использовали берёзовый деготь и берёзовые веники, чтобы поправить здоровье. Известен своими целебными свойствами и берёзовый гриб – чага.

В России берёзе всегда придавали особое значение. Видимо, было у наших предков какое-то ощущение избранности этого дерева. Например, до сих пор не понимаю, что за внутренние насосы поднимают берёзовый сок на высоту 30-40 м весной. Да так, что ведёрко можно собрать за полдня.

Фото: Из личного архива/ Раиль Галеев

– Чем закончились ваши исследования?

– Запатентовал подушки, наматрасники,  сидения, постельные принадлежности из бересты. В них не бывает постельных клещей, они не гниют и хороши для лежачих больных (не возникает пролежней). А ещё мы с внучкой подали заявку на патент на изобретение каши из бересты. Идею я почерпнул из архивных источников. Мы стали готовить берёзовую кашу. Теперь хотим предложить сделать её брендом Пермского края.

Инновационная соха

– С детьми вы занимаетесь по какой-то программе?

– Я проводил занятия в школах и увидел, что у детей есть желание проявить себя в неожиданных поделках. Так появилась образовательная программа «Академия изобретательства», курсы «Юный изобретатель». За основу мы берём советскую методику ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).  Это наука о создании изобретений. Учебную методику я оформил, утвердил в школах, в Министерстве образования. А в 2016 г. впервые повёз детей из Пермского края на конкурс юных техников и изобретателей при Госдуме РФ. И наши ребята заняли там призовые места. 

Мы получили грант краевой администрации – на проект «Наставники» по обучению детей изобретательству выделили 500 тыс. руб.  Я ездил по области, проводил в школах конкурсы изобретателей. А в Курашиме даже провели интересное исследование.  В пос. Ильинском в музее стоит соха, называется курашимка. И в Курашиме ребятам мы дали задание узнать, какая история за этим стоит. Целый год  дети исследовали эту тему и выяснили, что в 1876 г. местный житель Николай Паюсов изобрёл эту соху. В Курашиме был медеплавильный завод, но потом грянул кризис, завод закрылся. А люди оказались без работы. И выжили за счёт того, что открыли кузницы, в которых производили этот инструмент. Для того времени – инновационный. Со всего Урала и Поволжья приезжали купцы и закупали соху-курашимку. А нашёл эту соху в XX веке директор местной школы на сеновале у столетнего деда. Тот её когда-то спрятал от большевиков.

Иногда на занятия приходят и родители. Фото: Из личного архива/ Раиль Галеев

– Взрослых вы тоже учите изобретать?

– Конечно, основная аудитория – дети. Но бывает, что родители приведут ребёнка на урок и сядут послушать. А в конце лекции восклицают: «Так ведь и я изобрёл приспособление, и у меня получилось!» Наблюдать за этим – особое удовольствие.

Ребятам  уроки нравятся. Присылают мне записки: ваш урок – лучший. А в конце – смайлик. Сейчас работаю сразу в нескольких школах. К сожалению,  охватить могу только одну школу в день. Творчество – это состояние души. Быть в таком состоянии и заражать им детей с утра до вечера не могу.  

Двигатели прогресса

– Чего достигли ваши ученики?

–  Второклассница Даша Мохова получила спецприз конкурса юных изобретателей в Гонконге (КНР). Она изобрела устройство, которое позволяет тучному человеку, для которого нагнуться – проблема, надевать бахилы. Первая модель, которую она создала, была простой картонной коробкой, в которую человек ставил ногу – и она тут же оказывалась в чехле. А две Насти из школы № 93 изобрели новый вид ливневой решётки. Они обратили внимание, что в обычные решётки проваливаются колёса колясок и самокатов. Толчком для изобретения стало то, что у бабушки одной из них в решётку провалился каблук. Девочки получили золото на конкурсе юных изобретателей в Индии.

Ещё одна школьница придумала эколожку со вкусом чая, которая растворяется в воде. За эту идею уже ухватились железнодорожники – они готовы закупить такие ложки, ведь тут в одном продукте – и чай, и сахар, и столовый прибор. А для них решается проблема с пластиковой посудой, которую они выбрасывают.

Пятиклассник Ваня Куликов изобрёл кубик Рубика для слепых, у которого поверхности разные на ощупь – одна шершавая, другая мягкая, третья с пуговицей.  А девочка с диабетом, пользующаяся инсулиновой помпой и вынужденная носить под одеждой провода, придумала натяжитель, который частично решил эту проблему. Устройство уже запатентовано.

Ребятам нравится изобретать новые приспособления. Фото: Из личного архива/ Раиль Галеев

Идеи ребята берут из жизни. Ведь как рождаются изобретения? Похолодало – вы одеваетесь тепло, находите способ спастись от холода. Нас толкает на творчество необходимость. Либо мы видим, что всё вокруг  эволюционирует. И подключаемся к этому потоку эволюции, начинаем сами создавать что-то новое.

Пятиклассник Ваня Куликов изобрёл кубик Рубика для слепых, у которого поверхности разные на ощупь – одна шершавая, другая мягкая, третья с пуговицей.

Инна Масленникова, к примеру, сейчас уже студентка Нижегородского института. Ещё в школе она изобрела складное устройство для фиксации переломов. Дело было так. Её знакомая в лыжном походе сломала ногу. Был открытый перелом. Все, кто был в группе, пытались зафиксировать ногу девочки – обматывали шарфами, привязывали к лыжам. Ребёнка лечили, но остались дефекты. Моя ученица после этого случая, глядя на железную дорогу, которой играл брат, придумала схему раскладного устройства для фиксации таких травм. И получила патент. На конкурсе юных изобретателей в Японии она заняла 3 место. Японцы предложили ей контракт на 100 млн долларов.

– В каких темах есть ещё простор для изобретений?

– Их множество. Человек до сих пор не изобрёл фильтр для очистки морской воды, чтобы превратить её в пресную. Практически нет простых устройств для спасения людей на воде – их ловят верёвкой, которую кидают с берега, а спасательные круги, которые у нас производят, не поднять. Тем множество. А в России всегда были люди, способные творить. Например, мы знаем, что радио изобрёл Попов, хоть патент и получил итальянец Маркони. Попов в 1895 г. показал, как работает радиосвязь с Балтийским флотом, но чиновники военного ведомства отказались патентовать. А шустрый итальянец подал заявку на патент.

В Пермском крае в  XIX в. жил изобретатель Артамонов. В 1801 г. он приехал из Пожвы на инаугурацию царя на велосипеде, который сам изобрёл. С большим передним колесом и двумя маленькими сзади. Правда, изобретателем велосипеда считается немецкий профессор фон Дрез, который в 1817 г. изобрёл аппарат без педалей – нужно было садиться на доску и отталкиваться ногами, катясь по брусчатке. Даже педалей у него не было. Но мы знаем, что были первыми. В России всегда были уникальные умы, способные на изобретения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах