Кванторианцы в космосе. Пермские школьники собрали лунную станцию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Прикамье 19/02/2020
В конце обучения ученики «Кванториума» презентуют свои проекты и изобретения.
В конце обучения ученики «Кванториума» презентуют свои проекты и изобретения. / Марина Шнайдер / АиФ

Пока одни скупают  билеты на блокбастеры о фантастическом будущем, изобретатели детского технопарка «Кванториум Фотоника» уже сегодня проектируют космические станции и магазины без продавцов, запускают в небо ракеты, добывают электричество из мха и создают голограммы.

Эврика после звонка

Этим учёным приходится преодолевать множество трудностей на пути к открытиям. В отличие от сверстников, которые в погоне за эврикой отвлекаются на ЕГЭ и итоговые сочинения, воспитанникам детского технопарка приходится совмещать исследовательскую деятельность с изучением школьной программы. И какими бы грандиозными ни были их открытия, школьные домашние задания ещё никто не отменял. Поэтому научными экспериментами кванторианцы занимаются в свободное время.

«Быстро сдают все домашние задания и бегут улучшать мир», – рассказала мама одного юного учёного Ирина Шейнина.

Фото: АиФ/ Марина Шнайдер

А ещё в технопарке есть место удивительным проектам. Последним из них стал Кампус молодёжных инноваций, в рамках которого юные учёные всего за десять дней создали интересные проекты. Такие, например, как у Даши Шейниной и Виктории Позверг.

Даша и Вика с первого класса участвуют в проектах по сохранению и спасению природы. Они юные экологи. И даже разработали собственный проект по защите городских зданий и скверов от вандализма. В Кампусе девочки занимались в «Энерджиквантуме», где исследуют разные способы получения энергии. Девочки вместе с командой разработали проект гибридной солнечно-ветряной электростанции.

Вы знаете, что в среднем в Пермском крае в год бывает всего 72 солнечных дня? А средняя скорость ветра 2,4 метра в секунду? Объединив эти данные, ребята спроектировали и сконструировали модель альтернативной энергостанции в уменьшенном размере, способной обеспечить электричеством пару микрорайонов Перми.

Вам кофе с печенькой?

Выпускники «Промробо­квантума» к завершению сессии смоделировали и собрали сервисного робота для подачи чая – робота-чаеносца. Робот состоит из двух частей: стационарной (с подвижной клешнёй-захватом) и мобильной (в виде передвижной подставки).

Как работает чаеносец? Подставка резво подвозит к клешне стаканчик, клешня подносит стакан к кулеру, который наполняет стакан жидкостью. Рука-клешня подаёт человеку стакан. И напоследок робот угощает человека печенькой, которая падает из ячейки лабиринта.

Фото: АиФ/ Марина Шнайдер

В «Космоквантуме» ребята работали над лунной космической станцией. При создании стационарной исследовательской базы ребята учли все главные опасности, которые поджидают учёных на Луне. Спутник Земли просто кишит лунной пылью, которая образуется из реголита – продукта космического выветривания из лунного грунта. А ещё на Луне очень сильный радиационный фон, есть опасность быть побитым космическим мусором. Поэтому в конструкции лунной базы установлены сильные магниты, которые способны отталкивать пыль, имеющую статический заряд. Также юные учёные предусмотрели  восемь слоёв защиты станции от радиации и метеоритов.

А конструкторы, инженеры, и механики «Аэроквантума» по итогам занятий представили своим коллегам настоящий гексокоптер.

Художники с Марса

Кванторианцы из «Био­квантума» продемонстрировали рисунки, выращенные из микробов.

Поймать микробов не так уж и трудно. Стоит чихнуть или не помыть день руки с мылом. Исследователи собирают микробов, а затем рисуют ими на холсте из питательной среды. Через некоторое время в баночках с питательной средой прорастают весёлые человечки и мордочки котят.

Фото: АиФ/ Марина Шнайдер

Выращивают на занятиях в «Биоквантуме» и «Нано­квантуме» не только микробов. Здесь выращивают оздоровленные растения в пробирках. Без всякой генной инженерии. Пробуют добыть воду из воздуха. Ищут методы разрушения нефти с помощью микробов. Полезные микробы, которые охотно едят нефть, учёные используют для очистки водоёмов и почвы от разливов нефти.

В детском технопарке «Кванториум Фотоника» одиннадцать  научных направлений. Здесь ребята не просто изучают науки в игровой форме, но учатся воплощать идеи в открытия.

«Это не какие-то глобальные открытия. Это идеи, которые дают вдохновение двигаться к выбору будущей профессии», – говорят преподаватели технопарка.

«Кванториум  Фотоника» работает в Перми второй год. За это время 2000 детей смогли попробовать себя в профессиях будущего. Здесь учат программировать, создавать голограммы, вырабатывать альтернативное топливо. Здесь совершаются и поистине большие открытия – юные учёные «Кванториума» разработали уникальный учебник по астрономии, который позволяет виртуально путешествовать по планетам Солнечной системы. Надеваешь виртуальные очки – и ты на Солнце. Кликаешь джойстиком – попадаешь на Марс. Под ногами бегут марсианские реки, над головой пролетают неопознанные объекты, на голову льётся метеоритный дождь.

Фото: АиФ/ Марина Шнайдер

Путешествие на Марс для этих ребят уже реальность, пусть пока дополненная. Но кто сказал, что когда-нибудь она не сможет стать настоящей? Впереди – весенняя сессия и новые открытия.

Справка

Детский технопарк «Кванториум Фотоника» открылся в Перми 6 ноября 2018 года. По количеству направлений обучения (квантумов) он стал крупнейшим в Приволжском федеральном округе и включает в себя: «Аэроквантум», «Робо­квантум», «Биоквантум», «Наноквантум», «Промышленный дизайн», «Промробоквантум», «Космоквантум», «Хайтек», «Энерджиквантум», «IT-квантум», «VR/AR квантум», «Квантум Фотоника».

Обучение на бюджетной основе предусмотрено по программам для детей в возрасте с 12 до 18 лет. Успешно освоившие базовый курс воспитанники смогут пройти последующее обучение в проектном режиме.