Примерное время чтения: 6 минут
256

Прыжок в техническое завтра. Пермские школьники запускают в космос спутники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Прикамье 19/12/2018
Дети получают знания в области физики и механики и создают свои проекты.
Дети получают знания в области физики и механики и создают свои проекты. Министерство образования и науки Пермского края

По мнению футурологов, совсем скоро работать будут те, кто дешевле роботов, и те, кто умеют ставить перед роботами задачи. Эта фраза, точно характеризующая наш меняющийся мир, прозвучала на выездном заседании Общественного совета при Пермской городской думе.

Основной темой Совета, созданного для обсуждения важных для города вопросов с заслуженными пермяками, чьё мнение впрямую влияет на депутатскую позицию, было на сей раз образование. Точнее – дополнительное образование детей в технической сфере. Поэтому и площадку для заседания выбрали соответ­ствующую – детский технопарк «Кванториум Фотоника».

Как открыть способности

Десять основных направлений работы «Кванториума» – десять так называемых квантумов: робототехника, дополнительная реальность, энерджиквантум, промышленный дизайн, космонавтика и т. д. Кстати, согласно договору с Роскосмосом небольшие спутники, которые собирают тут дети, потом выпускаются с МКС. И ребята с помощью специального оборудования могут их отслеживать.

«Это принципиально новая, современная площадка, которую открыли в 2018 году губернатор Пермского края Максим Решетников и генеральный директор Пермской научно-производственной приборостроительной компании (ПНППК) Алексей Андреев. Подобная есть далеко не в каждом регионе, – сказал председатель Пермской городской думы Юрий Уткин. – Она предназначена для выявления талантливых ребятишек, смотрящих в наше техническое будущее. Неслучайно в каждой лаборатории здесь уникальное оборудование. И педагогический коллектив тоже уникальный. То есть созданы все условия, чтобы дети смогли проявить себя и чтобы они потом не уезжали работать в столичные города и за границу».

О том, что власти региона поддерживают и стимулируют массовое участие молодёжи в инновационной, научно-исследовательской и научно-технической деятельности, не раз говорил и Максим Решетников.

«Чтобы удержать статус промышленного лидера страны и одного из сильнейших научно-технологических центров, чтобы поддерживать инновационную активность предприятий, сегодня нужны кадры, – уверен он. – Мы понимаем, что начинать готовить кадры в вузах уже поздно. Необходима работа по ранней профориентации ещё в школах».

Делайте что-то руками!

Развитию дуального образования – связке школа-вуз-предприятие – в Прикамье уделяют большое внимание. С учётом того, что пик творческой активности детей сместился нынче с 14 лет до 12, в том же «Кванториуме», где занимаются сейчас около 800 человек, работать начинают уже с 12-летними.

«Ребята получают тут знания в области физики и механики и создают свои проекты. В любом случае результатом обучения должен стать конкретный проект, дей­ствующая модель, – подчеркнула директор ЧОУ ДПО «Центр инновационного развития человеческого потенциала и управления знаниями» Валентина Былинкина. – Что же касается нашего объективного технологического отставания, то преодолеть его помогают три вещи: использование опыта, накопленного в работе с детьми в советские времена; заимствование чужого опыта; эксперимент и ещё раз эксперимент. Да, дети должны уметь видеть далеко и владеть межпредметными связями. Но при этом они должны уметь и паять, и тачать, и работать с отвёрткой, чего многим, к сожалению, пока не хватает».

По словам Былинкиной, благодаря «Кванториуму» Пермь способна сделать прыжок в лидеры, которые задают идеологию технического развития.

Ещё один проект, помогающий талантливым ребятам учиться мыслить и воплощать свои идеи, – «Молодой инноватор». О его реализации рассказал на заседании заместитель председателя Молодёжного парламента города Перми Максим Тощев.

«Цель «Молодого инноватора», руководителем которого я являюсь, – популяризация изобретательской и инновационной деятельности среди детей и молодёжи. За три года в проекте поучаствовали более четырёх тысяч человек. Расширяется и география участников: нынче к Перми добавились Краснокамск и Куеда. Согласен, что дети обязательно должны делать что-то руками. В этом году мы запустили конкурс «Городские инновации». Его участники должны придумать изобретение, которое улучшит или облегчит жизнь в том или ином населённом пункте. Главный приз – бесплатная неделя обучения в Ирландии».

По маршруту «Золотого резерва»

Сегодня у 50 тысяч пермских школьников уже есть электронные портфолио, позволяющие фиксировать и накапливать их достижения в олимпиадах, конкурсах, различных мероприятиях. Для лидеров общегородского рейтинга портфолио открываются затем новые возможности – заключение соглашений с предприятиями, готовыми вкладываться в стажировку и продвижение заинтересовавшего их старшеклассника.

«Таков маршрут нашего проекта «Золотой резерв», направленного на поддержку одарённых детей, – пояснила начальник департамента образования администрации города Перми Людмила Серикова. – Всего таких соглашений подписали уже 116. Социальными партнёрами стали 50 предприятий, в том числе «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», «Искра», «Протон-ПМ», ПНППК, ПЦБК и др. Для мотивации выпускников это очень важно. А для нас ценно даже не то, в пермском вузе они будут учиться или нет (30% из числа лучших выбирают столичные и зарубежные вузы), а то, захотят ли они потом вернуться в край и работать здесь».

Пока столь отдалённых результатов нет – «Золотой резерв» появился лишь в 2017-м. Но хочется верить, что, по­знакомившись со спецификой предприятия-партнёра, понимая его возможности, многие из «золотых резервистов» сделают выбор в пользу работы в Перми. А значит, двигаясь по осознанно выбранной профессиональной траектории, будут помогать в решении задач социально-экономического развития родного города.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах