Ежегодно в Прикамье объединяют десятки школ. Чаще всего маховик реорганизации учебных заведений остановить невозможно.
Но бывают и исключения: иногда жителям на местах удаётся отстоять право своих детей учиться в родной школе и не мотаться за десятки километров в соседнее село.
Отстояли всей деревней
Смогли это сделать жители деревень Сюзьвяки и Ярино в Карагайском районе.
В итоге удалось добиться сохранения обеих сельских школ и рабочих мест для учителей. Также по просьбе общественников отремонтировали участок дороги между двумя деревнями. Правда, для сохранения школы пришлось всё-таки объединить. Но самое главное – дети из деревни Сюзьвяки смогут ходить на уроки в свою родную школу.
«Изменения коснулись только физкультуры. Эти занятия для учеников деревни Сюзьвяки теперь проводят в большом спортзале в Ярино. Сначала родители и дети опасались таких изменений, но со временем увидели и положительную сторону: впервые появились полноценные школьные команды по нескольким видам спорта, дети могут принимать участие в соревнованиях и спортивных праздниках», – пояснили в Пермском ОНФ.
Из-за перераспределения нагрузки и сокращения административного персонала подросла и зарплата учителей. Если в 2018 г. педагог в среднем получал 23 тыс. руб., то в этом году средняя сумма выросла до 28 тыс. руб. Как уверяют общественники, у некоторых учителей она повысилась сразу на 10 тыс. руб. в месяц.
Но точки напряжения при объединении школ в крае остаются. Только в этом году в региональное ОНФ поступило семь обращений от недовольных жителей и учителей из-за оптимизации учебных заведений.
Речь идёт об объединении Тиминской и Купросской школ в Юсьвинском районе, школ №№1 и 8 в Краснокамске, школ в п. Кусье-Александровский и Горнозаводска, школ в Александровске; школ с. Юговское и д. Ольховка в Кунгурском районе, а также о реорганизации двух школ в Оханском районе.
«Так, родители учеников из села Юговское возражают против объединения со школой из Ольховки. Они боятся, что подвоз детей может отрицательно отразиться на здоровье детей, а закрытие школы приведёт к тому, что люди начнут уезжать из их села. Педагоги из Тиминской школы опасаются, что после объединения с Купроской школой их учебное заведение, в конечном счёте, закроют», - пояснили «АиФ-Прикамье» в региональном ОНФ,
По мнению его экспертов, при оптимизации образовательных учреждений как в этих территориях, так и в целом по Пермскому краю, недооценивается подготовительный этап, связанный с разъяснением педагогам и родителям последствий объединения школ. Поэтому решения, принимаемые чиновниками, вызывают непонимание и отторжение у жителей.
Подушевой бич?
Всего в 2018 г. в крае объединили 47 школ, а также 165 детских садов. Сколько учебных заведений планируют реорганизовать в этом году, данных у краевого Минобра нет. Отвечая на наш запрос, в министерстве заверили, что у ведомства нет плановых показателей по реорганизации школ.
«Процесс объединения инициирует муниципалитет. Чаще всего речь идёт не о закрытии, а о юридическом объединении: когда ресурсы объединяются в одно юрлицо и вторая школа становится структурным подразделением первой. Это позволяет обеспечить связь с учителями между учебными заведениями. К примеру, в школе, где не хватает учителя физики, таким образом закрывается вакансия. Помимо этого, ребёнку предоставляется более современная материально-техническая база, лаборатория, которой не было в соседней школе, компьютерный класс, современные методики обучения и т. д.», – уверяют в краевом Минобре.
В министерстве делают упор и на экономический аспект: обещают чуть ли не зарплатные горы после объединения.
«Зарплаты учителей напрямую зависят от количества детей в школе. Подушевой принцип финансирования ставит в разные условия городские школы с тысячью учениками и сельские малокомплектные, где учатся меньше 50 человек. А это значит, что в наиболее сложном положении оказываются малокомплектные детские сады и школы. Реорганизация и объединение ресурсов в таком случае служит выходом из ситуации. Плюс высвобождается административный персонал. Экономия от этого может пойти на увеличение зарплат педагогов, позволит обновить спортивный инвентарь, лабораторное оборудование и т. д. По прогнозам, сокращение ставки директора и замов позволяет увеличить зарплату педагогов в среднем на 5 тыс. руб. К примеру, в Лысьве объединяются Рассоленковская и Кыновская школы. В результате средняя зарплата педагогов вырастет на 30 %. Если раньше она была 17 570 руб., то после реорганизации станет 22 888 руб.», – пояснили в ведомстве.