На Пермском инженерно-промышленном форуме состоялась презентация «Пермской промышленной азбуки» ПГГПУ — одним из участников проекта стала «Корпорация ПСС». У предприятия есть и собственная инициатива, направленная на работу с подрастающим поколением, — проект «Наставники». Как рассказал его сооснователь, председатель Союза изобретателей им. Александра Попова Андрей Останин, деятельность «Наставников» уже вышла за рамки профориентации школьников и стала для создателей проекта чем-то вроде миссии. В планах — развить проект в полноценную кузницу кадров для предприятия.
Чем помочь школе
— Расскажите о проекте «Наставники». Когда и как он появился, с какими школами вы работаете?
— В рамках Союза изобретателей у нас есть образовательный проект «Наставники». Мы запустили его в 2011 г. вместе с Александром Редекопом. Тогда мы пришли в свою родную школу № 101 на Гайве и заявили, что готовы помочь. Всё началось с простых вещей: наши замечательные изобретатели приходили со своими мастер-классами и расширяли кругозор ребят. Потом мы пошли чуть дальше: пригласили коллег из Екатеринбурга, из Института внедрения образовательных технологий, и уже более системно начали работать. Сначала только с одной школой, затем подключилась ещё одна — школа № 37 на Гайве. А дальше мы уже потихоньку начали подключать и другие учебные учреждения нашего микрорайона. В итоге у нас оказалось восемь школ — в мкр. Гайва, Заозерье и Кислотные дачи.
— Почему вы работаете именно со школами Орджоникидзевского района?
— Мы сами выросли в мкр. Гайва, это наш родной дом. Хочется, чтобы нашему примеру следовали и другие предприниматели: приходили в свои школы и спрашивали, чем помочь. Почему мы с Александром Гарольдовичем вообще задумали этот проект? Дело в том, что у него четверо детей, у меня четверо детей. Как многодетные отцы мы понимаем, что с нашим образованием сейчас далеко не всё просто. Мы вспоминаем советское время, когда мы сами учились в школе. Тогда образование было методологическим. К сожалению, сейчас всё иначе.
Поэтому по отношению к школе мы решили выступить наставниками, такими навигаторами и «помогаторами», чтобы привнести то, чего сейчас в школах нет: новаторский подход. Причём мы говорим не только об изобретателях. Люди, которые работают на территории города, края, России, приезжают к ребятам и педагогам, делятся чем-то. Наша задача в этом: принести в школу новые подходы и создать определённую среду, чтобы школьнику было интересно учиться, а педагогу — учить. Идеальная для нас картина такая: ребёнок приходит утром в школу — и его невозможно оттуда в шесть часов вечера достать, потому что он чем-то увлечён. О таком мы мечтаем.
Наша задача: принести в школу новые подходы и создать определённую среду, чтобы школьнику было интересно учиться, а педагогу — учить.
Педагог, родитель, ученик
— Вы упоминали, что проводите мероприятия не только для детей, но и для взрослых. Причём приглашаете спикеров федерального уровня. Не могли бы вы рассказать об этой части работы?
— Да, совсем недавно в Пермь приезжал достаточно известный в России человек — Алексей Бабаянц (кандидат педагогических наук. — Авт.), ученик Шалвы Амонашвили (доктор психологических наук. — Авт.). Очень яркий, очень интересный. Это человек, который может достучаться до сердца и ребёнка, и педагога, и родителя. За 9 лет работы мы поняли, что школа — это треугольник: учитель, родитель, ученик. И очень важно работать и с родителями. Со старшеклассниками мы говорим о предназначении — это очень важно.
С педагогами мы тоже поднимаем эту тему — о предназначении учителя. С родителями мы рассуждаем о семье: о роли отца, предназначении мужчины и женщины, как мужчина должен выстраивать отношения с супругой, дочками, сыновьями. Для многих родителей то, о чём мы говорим, — это откровение. Зачастую модель семьи передаётся от родителей, бабушек и дедушек, но это не всегда правильно. К сожалению, не у всех есть соответствующее образование, поэтому мы привезли человека с богатым педагогическим опытом, который понимает и может объяснить, как правильно выстраивать эти конструкции в семье.

— То, о чём вы говорите, похоже не просто на социально ответственный бизнес и на подготовку будущих кадров для предприятия, а, скорее, на миссию. Вы воспринимаете эту работу именно так?
— Мы занимаемся этим от сердца и отвечаем за то, что делаем, не только перед людьми, но и перед Богом. Поэтому для нас эта работа очень важна. Нам хотелось бы, чтобы она приносила результаты. И работа эта должна быть глубокой: просто провести какое-то разовое мероприятие — этого мало. Подход должен быть системным.
Корпоративный университет
— Есть ли какие-то численные результаты деятельности проекта за эти годы?
— Когда мы начинали работать со школами, это был социальный проект. Мы не ставили перед собой задачи считать какие-то целевые показатели на входе и на выходе. Но сейчас, я думаю, к этому подойдём. Дело в том, что сейчас мы думаем уже не только про школьную среду, но и про профессиональные кадры. Нам на предприятии нужны специалисты, поэтому мы выводим проект на новый уровень — создаём собственный корпоративный университет. Это будет работа не только со школами, но и со средними специальными и высшими учебными заведениями.
Что касается школ, у нас накопился большой опыт. Мы работаем и с городским департаментом образования — на протяжении нескольких лет мы совместно проводим городской конкурс изобретателей «ПОПОВ FM». Сейчас наш образовательный проект перерождается в другую конструкцию. То есть мы наработали опыт и базу. И понимаем, что пора идти дальше. Конечно, у нас уже были точечные взаимодействия как с вузами, так и ссузами.
Но теперь мы это переведём в системную работу и создадим модель именно корпоративного университета. Для этого я пригласил специалиста с большим опытом в этом направлении — Алёну Францкевич. В 2018-2019 гг. она была руководителем образовательного проекта «Наставники», затем она работала в Сбере, получила большой корпоративный опыт в компании «ЭР-Телеком». Работу над созданием корпоративного университета мы уже ведём.
— Есть ли понимание, с какими образовательными учреждениями вы будете сотрудничать в этом проекте?
— Да, это классический университет, Политех и Пермский гуманитарно-педагогический университет. Что касается средних специальных заведений, мы сейчас с ними определяемся. Но уже понятно, что это Пермский машиностроительный колледж на Гайве. Я думаю, будет три или четыре ссуза.
Край разработок. ПИПФ-2025 собрал тысячи участников
Будущее за роботами? Алексей Швейкин – о развитии науки и промышленности
Встреча на ADIPEC. Прикамье представило свои разработки в Абу-Даби
Ясли для клеток. Разработка учёных поможет в проектировании имплантатов
Против ожогов и ран. В Пермском политехе разработали заживляющую мазь