aif.ru counter
1703

Биология на ощупь. Как фасоль на грядке помогает школьникам понять природу

В пермской школе проводят уроки на открытом воздухе.
В пермской школе проводят уроки на открытом воздухе. © / Сергей Королёв / Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

Как заинтересовать учеников тем или иным предметом? Учителя придумывают немало хитростей – делают интересные презентации, проводят викторины, показывают фильмы и т.д. Педагоги школы № 132 пошли дальше. Они вышли за рамки стандартных уроков за партой и вывели учеников на свежий воздух – в уникальный уголок природы на территории школы.

Уроки у пруда

Только представьте школу, где на грядках растут помидоры, картошка, фасоль, пшеница, мята… То, что кажется привычным для многих взрослых, у кого есть дача или родственники в деревне, удивительно для некоторых школьников. Выросшие в краевой столице «городские дети», как их порой называют, впервые видят многие растения и плоды именно на земле. Для них это новый дивный мир – увидеть, как появляется тот же лук, который в магазинах они видят уже чистым и золотистым.

На улице уроки проходят гораздо интереснее, все ребята включены в процесс.
На улице уроки проходят гораздо интереснее, все ребята включены в процесс. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

А сколько удивительных открытий таят в себе знакомые нам плоды! Помните ли вы, что помидор – это ягода? Знаете, как рождается початок кукурузы? Ученики школы № 132 могут с лёгкостью рассказать об этом, а также пояснить, к какому классу и виду относится то или иное растение. Уроки биологии проходят у них прямо на свежем воздухе. На облагороженной территории стоят информационные стенды с полезной информацией, и даже есть свой пруд! Пока шестиклассники копошатся на грядках, наблюдая за формированием плодов и соцветий, старшеклассники берут пробы воды и определяют уровень кислотности и другие её характеристики. Бегать в класс за пробирками не надо – у школы есть своя переносная лаборатория. К слову, её берут и на выезды. Ученики много времени проводят в Черняевском лесу, исследуя природу городского зелёного пространства.

Ученики наблюдают за растениями и узнают их особенности.
Ученики наблюдают за растениями и узнают их особенности. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

Школьный уголок природы, где проходят уроки биологии, называется «Экологический лабиринт». Это – один из кварталов созданного на территории школы экограда Terra Verde. Этот удивительный городок появился благодаря конкурсу школьных экологических проектов «Пермь – мастерская будущего», который много лет проводит предприятие «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Ребята придумывают и прорабатывают идеи, а лукойловцы помогают воплотить их в жизнь. 

Растения и плоды можно изучить в мельчайших подробностях.
Растения и плоды можно изучить в мельчайших подробностях. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

«Когда у нас только началась биология в пятом классе, предмет показался мне сразу интересным. Изучение давалось легко. Но когда у нас появился экоград Terra Verde, я смогу увидеть всё, о чём мы говорили на уроках, вживую. Мы стали изучать ещё больше интересного материала, причём наглядно, и биология понравилась мне ещё больше. По высаженным на грядках растениям многое становится понятным быстрее. Всё можно потрогать, рассмотреть, сорвать. Нам всё очень подробно объясняют. Самым удивительным открытием были растения из семейства сложноцветных. Ведь то, что мы все считаем одним цветком – это множество цветков, собранных в соцветие корзинка! По краю – ложноязычковые, привлекают насекомых, а в центре корзинки – трубчатые цветки. Вот в них-то и созреют плоды – семянки! А ещё оказалось, что у бобов, как и гороха, нет стручков!» – делится своими впечатлениями и открытиями шестиклассник Иван Михалев.

В школе есть всё необходимое оборудование для уроков биологии.
В школе есть всё необходимое оборудование для уроков биологии. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

Такие уроки учителя называют «биологией наощупь». Они уверены, только так, дотронувшись до живой природы, ребятам можно привить детям любовь к предмету и окружающему миру в целом. Пока стоит хорошая погода, дети будут заниматься там.

В созвучии с природой и памятью

Школа № 132 – один из самых активных участников конкурса. За несколько лет между образовательным учреждением и предприятием зародилась настоящая дружба, появилось много замечательных проектов и выросла любовь учеников не только к окружающей среде, но и к своему городу и истории страны, своей Родине.

Последнее органично предстаёт в виде ещё одного квартала экограда под названием «Георгиевская лента». Здесь также представлены стенды, которые рассказывают об основных вехах в тяжёлые военные годы, вкладе нашего города в Победу и о «Поисковом движении России» – общественном движении по увековечиванию памяти при защите нашей Родины. В нём состоят и ученики школы № 132. Они уже ездили в поисковые экспедиции, что потрясло их и серьёзно поменяло представление о Великой Отечественной войне.

Школьники хранят память о тех, кто сражался за нашу Родину во время войны.
Школьники хранят память о тех, кто сражался за нашу Родину во время войны. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

«Когда ты едешь в экспедицию, можешь поначалу быть легкомысленным, не углубляться в суть, иметь только поверхностные знания. Но уже на месте понимаешь, в каких условиях жили и воевали люди, осознаёшь, что они жертвовали собой», – рассказывает ученица 10-го класса Александра Чуракова.

Школьница говорит, что порой без отдыха занимались раскопками в течение шести часов и даже не думали сделать перерыв.

«Во время войны наши предки не жалели себя. Почему мы должны жалеть? Думаю, именно так мы отдавали им честь – мы не могли себе позволить расслабиться», – говорит она, а в глазах стоят слёзы.

В течение двух недель школьники были на раскопках. Копали, трепетно раскладывали находки, с каждым разом погружаясь в историю и понимая вклад наших дедушек и бабушек в Победу.

Старшеклассники рассказывают ребятам помладше о вещах павших на фронте бойцов.
Старшеклассники рассказывают ребятам помладше о вещах павших на фронте бойцов. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

В прошлом году им удалось найти останки бойца из Алтайского края. Их вместе с медальоном отправили родственникам – для достойного погребения.

«Это очень важно – знать, где лежит твой родственник и почитать его память. К сожалению, я пока только начинаю изучать вклад моей семьи в Победу. Знаю, что брат моей бабушки был водителем Георгия Жукова. Жаль, что бабушка уже не в силах рассказать мне подробности, а другие родственники мало что знают. Но я буду продолжать искать сведения о моих родственниках, которые участвовали в войне. Мне бы хотелось найти места их захоронений и ухаживать за ними, так я смогу отдать дань их подвигам», – объясняет Александра.

В этом месяце на одной из стен школы появится граффити, на котором будут изображено всё, что во время войны производили в нашем крае – от лыж до снарядов. Ведь все, с малых лет должны знать о вкладе нашего города и региона в Великую Победу. Граффити – ещё один шаг воплощения проекта по преображению экограда Terra Verde, который воплощается при поддержке «Пермнефтеоргсинтеза». И, конечно же, не последний.

Цвети, экоград!

Педагог и руководитель проекта Валентина Буравлёва говорит, что их школа никогда не делает разовых вещей.

«Всегда мы стараемся развивать и по максимуму улучшать одну идею, а уже затем переходить к другой», – говорит она.

Возможно, во многом поэтому проект Terra Verde пользуется таким успехом – на экскурсии сюда приходят ученики школ со всего города. Здесь, в трёх созданных общими силами педагогов, ребят и предприятия кварталах, удалось создать действительно уникальное пространство, наполненное любовью к природе, Родине и нашему городу.

Учительница Валентина Буравлёва старается сделать уроки максимально интересными и полезными.
Учительница Валентина Буравлёва старается сделать уроки максимально интересными и полезными. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

«Нашему необычному городу – экограду Terra Verde уже почти год. Почти год здесь кипела работа. Мы совершенствовали уже существующие кварталы. В «Эколабиринте» появились новые грядки, растения и свой пруд с беспозвоночными животными. На дереве сплела гнездо сорока, а в скворечнике – горихвостка. Появились плющ, хмель и даже краснокнижное растение пион уклоняющийся, который мы привезли с севера края, – рассказывает Валентина Буравлёва. – Ребята из поискового движения создали на территории школы клумбу, которая символизирует вечный огонь. Они привезли артефакты, показывающие, как воевали наши солдаты и какой вклад внесли в Великую Победу».

Педагог уточняет: это ещё не финал проекта, впереди ещё много работы.

Ребята с радостью тянутся к знаниям в экограде.
Ребята с радостью тянутся к знаниям в экограде. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

«В «Эколабиринте» мы планируем создать необычную клумбу, куда будем высаживать растения из «Красной книги Пермского края». Мы планируем также создать арт-объект «Подземный мир». В квартале «Георгиевская лента» также будет арт-объект «Звезда» - как знак дани и памяти. В квартале «Пермь Великая» появится три новых стенда, на которых будет информация о символике нашего края. Это поможет привить детям любовь к своему региону. И главное – у нас появится новый, четвёртый квартал, под названием «Хранители земли», который будет рассказывать об экологическом менеджменте, содержать клятву эколога и информацию о раздельном сборе мусора. Там мы также установим скамейки, чтобы после посещения всех кварталов посетители экограда смогли присесть, обдумать информацию и ответить самому себе на вопрос: «А что я сделал, чтобы сохранить природу и память о своих предках? Как я заботился о своём городе и крае?», – рассказывает учитель.

Практика уже показала, насколько экоград важен для школьников. Впереди его ждёт развитие и забота. То, как трепетно школьники заботятся о грядках, клумбах и стендах, говорит об одном: эти дети любят природу и свою Родину, а значит, можно не переживать за наше общее будущее – оно в надёжных руках.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах