Примерное время чтения: 7 минут
3962

Формула радости. Почему ребёнку важно быть счастливым в школе?

Если ребёнок в детстве будет счастлив, этот опыт он обязательно возьмёт в будущее.
Если ребёнок в детстве будет счастлив, этот опыт он обязательно возьмёт в будущее. / Ирина Якунина / АиФ

Смех и радость, встречи с друзьями и первая любовь: воспоминания о школе всегда больше, чем просто заученные на всю жизнь формулы и правила.

О том, должны ли учителя только наполнять учеников знаниями или ещё и воспитывать и почему для ребёнка важно чувствовать себя в школе счастливым, мы поговорили с деканом факультета правового и социально-педагогического образования ПГГПУ Венерой Коробковой.

Детство – это сама жизнь

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Почему, на ваш взгляд, взрослые так часто ругают подрастающее поколение: мол, всё делают не так, не уважают старших, знать ничего не хотят?

Венера Коробкова: Подобные сетования можно найти и в древних писаниях. Например, древнегреческий поэт Гесиод в VIII в. до н. э. писал: «Я не вижу никакой надежды на будущее нашей страны, если она окажется в руках сегодняшней молодёжи, легкомысленной и беззаботной сверх всякой меры. Когда я был молод, нас учили благоразумию и почтению к старшим, а нынешняя молодёжь чересчур умна и не терпит каких бы то ни было стеснений».

Досье
Венера КОРОБКОВА, к. п. н., доцент, родилась в Перми. В 1993 г. окончила истфак ПГГПУ с квалификацией «Учитель истории и права». В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2005 г. - декан факультета социальной педагогики ПГГПУ. Замужем, двое детей.
Повзрослев, мы уверены, что всегда точно знаем, что и как нужно делать в жизни. Это вечная история, когда взрослые не готовы критично относиться к себе и осознать, что в мире всегда идёт прогресс, а его двигателем является молодёжь. Поэтому я уверена в том, что наше подрастающее поколение лучше, чем мы. Для меня это факт. Они динамичные, смелые, креативные, любопытные. Нам надо у них учиться искренности, честности, быстроте принятия решений, тому, как они умеют романтично дружить и любить. Мне кажется, что без такой установки по отношению к молодёжи в педагогике просто нельзя работать.

– Часто детей, подростков, студентов критикуют за поверхностное мышление. Справедливо ли это?

– Такое мышление – закономерный результат технического прогресса. И к этому нужно относиться как к данности. Бесполезно предлагать ребёнку искать ответ на вопрос в книгах и словарях и тратить на это много времени, когда он знает, что с помощью Интернета найдёт его за три секунды. Поэтому, работая со студентами, я стараюсь стимулировать развитие их мышления – формулирую задания так, чтобы им пришлось не просто искать информацию, а ещё и думать, размышлять, сравнивать, анализировать, определять свою точку зрения. Мне важно, чтобы, выйдя из стен вуза, выпускники научили думать своих детей и учеников.

Я уверена в том, что наше подрастающее поколение лучше, чем мы. Для меня это факт. Они динамичные, смелые, креативные, любопытные. Нам надо у них учиться искренности, честности, быстроте принятия решений, тому, как они умеют романтично дружить и любить.

– Когда ваши выпускники выходят из стен вуза, в какую школьную обстановку они попадают?

– Современные учебные заведения, безусловно, разные: есть те,  которые  обеспечивают хорошие  условия для развития, есть чуть похуже. Но существуют некоторые печальные, на мой взгляд, тенденции, которые я наблюдаю в современной системе образования. Дети перестали с радостью относиться к школе. Как мама третьеклассника и преподаватель, обеспокоена тем, что школа сегодня стала местом «тяжёлой и мучительной подготовки» к «трудной и суровой жизни».

У Самуила Маршака есть замечательное четверостишие:

Нам говорит старинная пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

Я думаю, что нам, взрослым, чаще надо вспоминать, что детство – это не период подготовки к взрослой жизни. Это сама жизнь. И если ребёнок в детстве будет счастлив, этот опыт он обязательно возьмёт в будущее.

– Учителя готовы создавать такое счастливое настроение у детей?

– Своих студентов-первокурсников я всегда спрашиваю, были ли они счастливы в школе. И вы знаете, они начинают смеяться так, как будто я спросила их о чём-то из области фантастики. Все априори понимают, что в школе нельзя быть счастливым. Моменты счастья в учебном заведении, о которых говорят студенты, это когда объявили карантин, заболел учитель, отменили самостоятельную работу. Мне кажется, это неправильно. Одна студентка вспомнила, как она и её одноклассники были счастливы, когда после тяжёлого урока математики учительница разрешила им поскакать на стульях по коридору. К сожалению, далеко не каждый преподаватель способен вот так «поймать» настроение детей и добавить лёгкости в сложный процесс обучения. У учителей из профессиональной зоны внимания ушёл Человек. Остались отчёты, рейтинги, показатели. Наверное, для большой статистики это и важно. Например, при выборе школы для ребёнка родители обращают внимание на количество выпускников, хорошо сдавших ЕГЭ. Но рейтинги и показатели не должны быть главными в работе педагога.

– А что главное?

– Учитель должен воспитывать личность, зажигать интерес к знаниям, мотивировать учеников на успех, подвиги и открытия. Сегодня процесс воспитания как процесс передачи социально значимого опыта бесполезен. Он для современной молодёжи не нужен – слишком быстро меняются условия жизни. Педагогу необходимо прежде всего формировать у учеников общечеловеческие ценности. И лучше, чтобы учитель сам был носителем этих ценностей. Мне очень жаль, что статус педагога в последние годы сильно упал, в педвузы абитуриенты очень часто идут по остаточному принципу. К счастью, надежда есть: в этом году конкурс в наш вуз был строже, чем обычно, и на первый курс поступили очень талантливые и мотивированные ребята. У них горят глаза, они хотят изменить школьный мир к лучшему.

Дельфин на дереве

– Что нужно ученику для полноценного развития в школе?

– Во-первых, необходимо, безусловно, позитивное отношение и уважение к нему как личности. Дети должны чувствовать, что они значимы в школе. Во-вторых, нужен индивидуальный подход к каждому ученику, что, конечно, трудно сделать в условиях загруженности классов и занятости учителей. Всегда привожу студентам на лекциях такой пример: представьте, что перед вами в классе сидят дельфинчик, воробушек, белочка и ёжик. Вы всем дали задание залезть на дерево. Кто виноват, что дельфинчик не смог этого сделать? Система нормативной оценки не учитывает индивидуальные возможности детей и тем самым формирует у них низкую самооценку. Грамотное отношение к ошибкам ученика (а ребёнок имеет право на ошибки, когда учится) и личностный подход к оцениванию результатов его труда также позитивно влияют на его развитие. Важно понимать, по каким критериям мы оцениваем, сравнивать ребёнка с самим собой, а не с другими детьми. В-третьих, это разнообразие внеучебной работы в школе. Именно внеклассные мероприятия запоминаются детям после окончания учебного заведения. Именно они создают условия для формирования дружного коллектива учащихся, дают возможности для самореализации в творческой деятельности, а также дарят настроение романтики и счастья.

Учитель должен воспитывать личность, зажигать интерес к знаниям, мотивировать учеников на успех, подвиги и открытия. Сегодня процесс воспитания как процесс передачи социально значимого опыта бесполезен. Он для современной молодёжи не нужен – слишком быстро меняются условия жизни.

Вместе – лучше

– В отношениях учебных заведений с родителями тоже есть большие проблемы. Откуда это идёт?

– В начале 90-х, когда развалился Советский Союз, определили, что воспитание ребёнка – дело семьи, а функция учебных заведений – только обучение. А до этого 70 лет детей воспитывали школа и коллектив (октябрятский, пионерский, комсомольский, кружки по месту жительства), а мамы и папы «строили коммунизм». Традиции семейного уклада и семейного воспитания были нарушены. В результате в начале 90-х мы получили огромное количество беспризорников и социальных сирот. Сейчас стало ясно, что в воспитании детей семья и школа должны выступать партнёрами. У каждого из них есть своя зона ответственности, перевешивать её друг на друга нельзя. Не каждый профессионал в школе сможет понять психологические особенности ребёнка. Родителям это тем более трудно, часто им нужна помощь специалистов. Наши педагоги не всегда умеют и знают, как выстраивать это партнёрство с родителями. На кафедре социальной педагогики университета мы много лет занимались изучением проблемы развития воспитательного потенциала семьи и сегодня знакомим учителей с современными подходами к работе с семьёй на курсах повышения квалификации. Радует, что в продвижении этих идей сейчас заинтересовано краевое Министерство образования.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах