2145

Калейдоскоп добра в стиле эко. Как школьники и активисты заботятся о Перми?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Прикамье 16/12/2020 Сюжет Пермь - мастерская будущего
В школе № 132 некоторые уроки проходят на свежем воздухе.
В школе № 132 некоторые уроки проходят на свежем воздухе. / Сергей Королёв / Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

До конца года осталось не так много времени – пора подводить итоги. Несмотря на сложности, которые вторглись в нашу жизнь, за последние 12 месяцев было много хорошего. Участники конкурса «Пермь – мастерская будущего – 2020» могут это подтвердить.

Предлагаем вспомнить, как юные экологи и неравнодушные горожане творили, узнавали новое и делали краевую столицу чище при поддержке предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».

В этом году на конкурс «Пермь – мастерская будущего» пришло более 20 заявок, из которых победили восемь проектов. Среди победителей были как новички со своими первыми проектами, так и растущие вместе с конкурсом участники, которые из года в год предлагают новые идеи.

От биологии – к Родине

Ученики школы № 132 всегда участвуют и почти всегда выигрывают в конкурсе «Пермь – мастерская будущего». Их фишка – органично продолжать развивать старые проекты, добавляя к ним новые. С помощью конкурса и воплощённых в жизнь проектов ученикам прививают любовь к окружающей среде, городу и Родине.

Год за годом на территории школы разрастается необычный город – экоград Terraverde. Там есть площадка по изучению истории Перми и страны, уголок с грядками для уроков биологии и даже пространство, посвящённое героям Великой Отечественной войны. Дети бегут туда с радостью – потрогать листья картофеля, взять пробы из прудика, высадить цветы, изучить стенды, которые создавали в память о защитниках Родины.

«Экограду Terraverde уже почти год. Всё время там кипит работа. Мы совершенствуем уже существующие кварталы. В «Эколабиринте» появились новые грядки, растения и свой пруд с беспозвоночными животными. Ребята из поискового движения создали на территории школы клумбу, которая символизирует вечный огонь. Они привезли артефакты, рассказывающие, как воевали наши солдаты и какой вклад внесли в Великую Победу», – говорит педагог и руководитель проекта Валентина Буравлёва.

О природе со сцены

Ученики третьего класса школы «Мастерград» решили привлечь внимание к экологическим проблемам с помощью творчества.

Третьеклассники на языке театра рассказали, почему надо беречь природу.
Третьеклассники на языке театра рассказали, почему надо беречь природу. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

Юные натуралисты подготовили спектакль, в котором рассказывают, как заботиться о природе. Ребята представили на сцене две сказки: «История маленького лягушонка» и «История одной капли».

Несмотря на юный возраст, третьеклассники давно усвоили простые истины: нельзя мусорить, бесцельно растрачивать воду, срывать цветы и вырубать деревья. Не так сложно. Почему бы не послушать школьни-
ков?

«Мы достигли цели проекта, – говорит классный руководитель Елена Ильинская. – А ещё ребята научились работать в команде. Класс сплотился, стали ближе семьи. Как здорово, что есть возможность участвовать в больших конкурсах! Ребята общаются, узнают новое. Сейчас им уже хочется расширить деятельность. Конкурс – это возможность детям проявить себя, показать, что они яркие и интересные».

Речка в кадре

Ученики школы «Энерго­Полис» и МАУ ДО «ДЮЦ «Здоровье» в этом году изучали речку Мулянку и снимали о ней фильм. Кинопроект рассказывает об уникальности водоёма, его особенностях и учит заботиться об окружающей среде.

Дети вместе с руководителем проекта и родителями ездили искать исток речки, ходили вдоль берегов, брали пробы воды, наблюдали за местными обитателями, изучали растения.

«Когда мы исследовали среднее течение реки, обнаружили экологическую проблему. Деревья, которые вырубают у линии электропередачи, порой не убирают. И часть из них попадает в водоём», – делятся одним из своих открытий ребята.

Они не только снимали фильм и изучали водоём и его окрестности, но и заботились о нём: после каждого визита собирали найденный под ногами мусор, а однажды даже выловили из речки огромный пакет с хламом.

«Я сделала вывод, что люди не замечают экологических проблем, связанных с Мулянкой и другими природными местами. Мы хотим, чтобы люди начали заботиться о природе», – говорит школьница Настя Садилова.

А чтобы жители перестали смотреть на водоём равнодушно, ребята подробно рассказали о нём в своём фильме «Один день реки Мулянки». В процессе они освоили нюансы съёмок и монтажа, научились работать в кадре.

«Мы мечтаем видеть речку чистой, прозрачной», – говорят школьники. Они уверены: однажды их желание сбудется. Впрочем, уже потихоньку  оно сбывается.

Главные по птицам

Команда учеников школы № 132 под руководством  учителя Екатерины Харитоновой уже второй год воплощает в жизнь проект, посвящённый пернатым. Их идея провести в Перми соревнования по бёрдингу уже воплотилась в жизнь и полюбилась многим жителям. В этом году ребята углубились в тему и подробно изучили городских птиц, а потом поделились этими знаниями.

В течение года они разрабатывали буклет и карту. Каких птиц можно встретить в Черняевском лесу? Где обитают соловьи? Как правильно вести наблюдение за птицами? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в подготовленных школьниками материалах. Юные экологи проделали огромную работу – консультировались со специалистами, изучали литературу.

«Мне очень нравится наша идея и процесс наблюдения за птицами. Учёные доказали, что бёрдинг помогает бороться с депрессией и оказывает хорошее влияние на психику. Это хобби дарит спокойствие, умиротворение, а ещё помогает сблизиться с людьми. Мы всей семьёй участвовали в соревнованиях. Сейчас всё орнитологическое сообщество в городе оживилось, мы чувствуем поддержку. У нас много идей на будущее!» – говорит участница конкурса Ульяна Харитонова.

Огород под окном

Родители всегда хотят для детей только лучшего. Активистки и молодые мамы Владимирского долго смотрели на заброшенный двор, а потом решили его преобразить. И стали участниками конкурса «Пермь – мастерская будущего». В итоге под окнами появилась чудо-клумба под названием «Детский городской огород». Да, всё верно, именно огород, потому что рядом с цветами там росли и овощи, и ягоды, и зелень, и травы.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Юные жители видели, как распускаются первые листочки, завязываются плоды. Каждое растение они могли потрогать, понюхать. Играли тут же – на грядке, в зелени.

«Дети моментально вошли в процесс, а за ними и взрослые. Когда мы начали создавать клумбу, люди стали присоединяться, – рассказывает Наталья Горбушина. – Постепенно у нас сложилась отличная команда. Мы проводили мастер-классы, конкурсы. Дети попробовали себя в роли исследователей. Мы знакомили их с разными видами растений, разрешали сорвать листочек, рассмотреть. Ребята мастерили лейки, а потом вместе поливали посадки. Было очень здорово!»

Изобретать будешь?

В этом году в Перми прошёл фестиваль «Изобретай Eco», который объединил учеников разных школ. В нём соединилось три важных составляющих – творчество, изобретательство и забота об окружающей среде.

За время фестиваля участники успели посмотреть десятки фильмов про полезные экопривычки, представили более 40 изобретений, сдали 400 т макулатуры. То, что создали ребята, впечатляет!

Дети сделали прибор для восстановления дыхания после перенесённого коронавируса, кресло из подручных материалов, эконаряды, экоручки, приспособу для хранения пакетов, прибор для полива цветов… Некоторые изобретения можно применять даже на производстве. К примеру, школьница Алёна Варлашова предложила использовать специальную смесь для засыпки утечек нефти. Она пояснила: с помощью бионаносорбента и бактерий, которые «съедают» горючую жидкость, можно постепенно очистить почву.

А 13-летний школьник Артём Горбенко смастерил пресс для сжатия пластиковых бутылок.

«Большая удача, что участие в фестивале стимулирует развитие детского творчества и инженерной мысли», – считает мама мальчика Валентина.

Долина у дома

В этом году присоединились к конкурсу и активисты общественного центра «Владимирский». Они тоже заботятся о природе и пытаются сделать город лучше. Начали с родного микрорайона. Проект назвали «Тайна речки Гусянки». Активисты привели в порядок долину водоёма, начали создавать экотропу, привлекли внимание жителей к природе и научили детей заботиться об окружающей среде.

«Нам, жителям мкр. Владимирского, очень повезло – у нас есть речка. Последнее время общественники уделяют всё больше внимания долинам малых рек. И мы тоже захотели обратить взоры жителей к нашему природному объекту. Здесь очень красиво, но территория была запущенная, – говорит руководитель проекта Альбина Рыбакова. – Когда приходит понимание, что красиво будет только тогда, когда ты сам приложишь усилия, то начинаешь действовать. Проект мы сделали с уклоном на вовлечение детей, потому что по мосту через реку ребята очень часто ходят либо в школу, либо просто гуляют. А зимой возле реки катаются с горок».

В долине провели «Чистые игры», несколько конкурсов для ребятишек, установили информационные стенды. Теперь это место, о котором заботятся жители.

Зелёный островок

Команда школы № 135 успешно воплотила в жизнь проект «Экологическая тропа Ивенская: семь новых шагов». Ученики взяли шефство над долиной реки Ивы. Шаг за шагом они привели её в порядок – собрали тонны мусора, высадили растения и саженцы, обустроили клумбы. В будущем они продолжат заботиться о территории.

«Дети у нас активные, пробивные! Уже в первый день учёбы они обсуждали с учителями конкурс, ближайшие планы», – говорит руководитель проекта Анна Натальченко.

Несмотря на пандемию, ребята смогли преобразить уголок природы в родном районе. Они уверены: своим примером они вдохновляют других жителей. Результат налицо – после уборки территории возле речки люди стали намного меньше мусорить и чаще гулять в долине.

«Я благодарна конкурсу за то, что он даёт возможность улучшить наш город, дарит шанс ребятам сделать доброе дело. Часто бывает так: хороших идей много, а ресурсов не хватает. Этот конкурс как раз помогает исправить эту несправедливость, – говорит ученица 11 класса и активистка экоклуба «Зелёный дом» Анастасия Шестакова. – За последние годы Пермь заметно преобразилась: стало гораздо чище, ухоженнее. Постепенно становится всё больше людей, которым небезразличен окружающий мир».

Кстати

Один из проектов лукойловского конкурса под названием «Остановки. Всё культурно» продолжает жить уже при поддержке властей и брать новые вершины. В этом году он стал одним из победителей Всероссийского грантового конкурса «Молоды душой».

«Совместно с нашими наставниками из «Серебряного волонтёрства» мы попытали удачу и приняли участие в федеральном конкурсе. Более 3 тыс. заявок пришло со всей страны. В финал вышли 60 проектов. И только 25 из них получили гранты. Наш – в их числе, – рассказывает куратор Никита Кифель. – На выигранные деньги мы вместе с командой школьников продолжим приводить в порядок пермские остановки, украшая их мотивационными наклейками. На стикерах изображены еноты, которые призывают горожан сохранять чистоту. В планах наклеить 60 таких рисунков на остановочные комплексы. В этот раз мы сможем облагородить гораздо больше точек».

Победители конкурса «Пермь – мастерская будущего – 2020»

■ СОШ № 132 – проект «Создание карты и издание буклета «Бёрдинг в Перми» для широкого круга наблюдателей птиц»;
■ СОШ № 132 – проект «Экоград Terraverde»– новые горизонты»;
■ СОШ № 135 – проект «Экологическая тропа Ивенская: семь новых шагов»;
■ СОШ «Мастерград» – проект «Театр юных натуралистов»;
■ ТОС «Загарье» – детский исследовательский проект «Тайна речки Гусянки»;
■ ТОС «Загарье» – проект «Детский городской огород»;
■ МАОУ «Энергополис» и МАУ ДО «ДЮЦ «Здоровье» – киностудия «Окно» представляет документальный фильм «Один день реки Мулянки»;
■ СОШ № 93 –  открытый городской фестиваль-конкурс экологического творчества и изобретательства «Изобретай Eco».

Новые горизонты

Помощник генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк:

«Мир изменился. И мы вынуждены меняться вместе с ним. Но наш любимый конкурс школьных экологических проектов продолжает жить и пробует новые форматы. За 14 лет на участие в нём поступило более 320 заявок от пермских школьников, воплотились в жизнь более 200 проектов. Конкурс «Пермь – мастерская будущего» был трижды отмечен на всероссий­ском уровне».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах