Примерное время чтения: 7 минут
390

Кандидаты в науку. Зачем школьникам учиться исследованиям?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Прикамье 15/12/2021 Сюжет Разработки пермских учёных
Вести наблюдение, уметь анализировать, строить гипотезы, выстраивать доказательную базу, делать выводы: все эти навыки пригодятся в жизни, даже если ребёнок и не станет учёным.
Вести наблюдение, уметь анализировать, строить гипотезы, выстраивать доказательную базу, делать выводы: все эти навыки пригодятся в жизни, даже если ребёнок и не станет учёным. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Школьная научная конференция. Если последний звонок для вас прозвенел давно, то эти слова могут звучать странно. Однако для современных ребят они вполне привычны.

Сейчас исследования ведут даже малыши в детсадах. Конечно, пока ещё на своём, доступном им уровне. Но всё же для них это серьёзная работа. Учёными потом станут единицы, а вот полезные для жизни навыки, интерес к познанию сложного и полного удивительных открытий мира у них точно появится.

Почему стоит заинтересовать детей научными исследованиями? Что для этого делают в крае? Как помогают ребятам найти дело жизни? Об этом рассказывает министр образования Пермского края Раиса Кассина.

Раиса Кассина.
Раиса Кассина. Фото: Из личного архива

Охотники за знаниями

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Какие возможности есть в крае, чтобы увлечь детей наукой? И зачем она вообще нужна в школе?

Раиса Кассина: Считаю важным обучать детей всему, что связано с научно-исследовательскими компетенциями. Научить ребят вести наблюдение, анализировать, строить гипотезы, выстраивать доказательную базу, делать выводы – что может быть важнее и интереснее в процессе образования? Такие навыки всегда помогут в жизни.

Очень важно, что формирование этих навыков заложено в новых образовательных стандартах, а значит, это включено в деятельность всех школ и детских садов. Считаю, что самый неправильный путь в обучении – это когда учитель говорит, а ученик молча слушает. Для ребёнка важно активно познавать этот мир, поэтому приоритетом должно быть всё, что связано с самостоятельным добыванием знаний. У нас в Пермском крае есть учебные заведения, где очень хорошо поставлена исследовательская работа. Это школы РАН (гимназии №№ 4, 17, школа № 146, гимназия с углублённым изучением иностранных языков Чайковского), школы международного бакалавриата (№ 7, № 9 и лицей № 10 г. Перми). Научно-исследовательская работа заложена в их основной образовательной программе как приоритет и ценность. Такие учебные заведения транслируют свой опыт другим образовательным учреждениям Пермского края и даже других регионов. Они проводят научно-практические конференции, собирая ребят из других школ и городов.

Самый неправильный путь в обучении – это когда учитель говорит, а ученик молча слушает.

– Охотно ли дети занимаются исследованиями? Учитываются ли как-то их успехи в этой области при поступлении в вузы?

– Да, ребятам такая работа нравится, и мы всегда их в этом поддерживаем. Думаю, что популярность этого вида деятельности была бы ещё выше, если бы результаты научной работы школьников учитывали при поступлении в вузы. К сожалению, пока это не так. Сейчас дополнительные баллы могут получить победители олимпиад и конкурсов различных уровней, поэтому ребята часто сосредотачиваются именно на такой деятельности. Они понимают, что она принесёт им определённые дивиденды в виде дополнительных баллов при поступлении в вузы. Есть и ещё один важный момент: результат на предметной олимпиаде зависит от тех знаний, которые есть у ученика здесь и сейчас. А вот научные исследования требуют кропотливой и длительной работы. Над некоторыми темами школьники работают годами. Но интерес к исследовательской работе есть.

Дополнительные баллы могут получить победители олимпиад и конкурсов различных уровней, поэтому ребята часто сосредотачиваются именно на такой деятельности.

Для реализации научно-технического потенциала нашей молодёжи в рамках нацпроекта «Образование» мы создаём новые, современные центры дополнительного образования. Например, детский технопарк «Кванториум», воспитанники которого регулярно представляют свои изобретения не только на всероссийском уровне, но и международном. В Доме научной коллаборации, созданном при педуниверситете, мы объединили дополнительное образование детей и университетскую науку. Это своего рода лаборатория, где ребята могут впервые попробовать себя в серьёзных исследовательских проектах.

Фото: АиФ/ Марина Шнайдер

Ошибаться не стыдно

– Такая работа помогает сформировать здоровое отношение к ошибкам, ведь гипотезы приходится проверять. Отношение к ошибкам у нас пока не очень здоровое – дети боятся получить плохие отметки.

– Когда я была учителем в школе, то всегда пыталась донести до детей такую мысль – не стыдно ошибаться, стыдно ничем не интересоваться. При оценке знаний я никогда не засчитывала ошибку, если ученик потом её исправил и сделал правильный вывод. Нельзя ребёнку ставить тройку только за то, что он сдал работу не 18.00, а в 22.00 (реальный случай на удалёнке). Причин, которые привели к несвоевременной сдаче работы, может быть много. Ученик – не робот.

Нельзя ребёнку ставить тройку только за то, что он сдал работу не 18.00, а в 22.00 (реальный случай на удалёнке). Причин, которые привели к несвоевременной сдаче работы, может быть много. Ученик – не робот.

– Как сделать, чтобы ребёнок воспринимал оценку, как справедливую, и она не становилась предметом расстройства?

– Однозначного ответа тут нет. С одной стороны, всегда необходимо отмечать достижения ребёнка. При этом важна не столько отметка, сколько комментарии к ней. Порой «пять» поставить можно только за то, что ребёнок старался. Для нас это просто отметка, а для них – вся жизнь.

 Хочу и могу

– Если ребёнок отлично учится и пишет прекрасные научные работы, то это не гарантирует, что он потом получит профессию, которая сможет стать его любимым делом. Как помочь детям определиться с выбором?

– Школа всегда проводила профориентационную работу, но не было системного подхода. Обычно все отталкивались от знания предмета. Если школьник любил биологию, писал на пятёрки контрольные, то ему советовали биофак или мединститут. При этом мало кто задумывался об интересах ребёнка. Выбор профессии – дело непростое. Внутренний мир школьника настолько сложен, что нет простых рекомендаций. Сначала нужно понять, в какой области знаний лежит интерес ребёнка, а уже потом определить способности.

Сначала нужно понять, в какой области знаний лежит интерес ребёнка, а уже потом определить способности.

Сейчас мы как раз стараемся помочь ребятам сделать правильный выбор. В Пермском крае, в отличие от всех других регионов, есть очень хорошая система профессиональных проб и социальных практик, которая помогает определиться с выбором профессии. Специальные практические модули дают детям представление о рабочих и инженерных профессиях, техническом творчестве, сфере услуг и так далее. Подумайте, много ли у нас детей, которые хотят стать, скажем, токарями? А бывает, когда ученик попробует поработать на настоящем станке, то поймёт, что эта профессия ему очень нравится. Я общалась с таким ребёнком в школе № 16. Он сказал, что и не думал, что это так увлекательно. Есть противоположный пример – девочка рассказала, что хотела быть диджеем. А когда попробовала, поняла, что это не её. И хорошо, что она сделала такой вывод ещё в школе.

Очень хорошо такая работа выстроена в пермских школах №№ 16, 93, 129, школе № 5 Чусового. В целом система профориентации хорошо построена в Перми, Чайковском и Соликамске.

Теме профориентации и самоопределения особое внимание уделяет губернатор Дмитрий Махонин. По его инициативе в этом году запустили два уникальных проекта в регионе – Открытый университет и профильные школы при вузах. Каждый направлен на повышение привлекательности пермских учебных заведений и, конечно, знакомство с местными предприятиями. Набор в школы при вузах начнётся в 2022 г. В Открытом университете уже в сентябре более 1,5 тыс. старшеклассников приступили к углублённому изучению профильных предметов в пяти вузах.

Досье
Раиса Кассина. Родилась в Соликамске, окончила школу № 1. Училась на биологическом факультете ПГУ. С 1981 г. работала учителем, зам. директора по учебно-воспитательной работе. Затем – зам. директора Центра развития образования Перми, зам. начальника департамента образования города. В 2007 г. перешла на работу в Министерство образования Пермского края. С 2012 г. – министр образования и науки региона. Кандидат педагогических наук, почётный работник народного образования, заслуженный учитель РФ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах