109

Не лишайте нас детства. Как при современных нагрузках сохранить здоровье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Прикамье. Город для жизни 28/08/2015
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В последние несколько лет в Пермском крае много сделали для развития образования и здравоохранения. И это не пустые слова. Цифры говорят сами за себя.

За три года в 3,5 раза увеличилось число жителей Прикамья, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь. В регионе ввели в строй 95 детских садов. В прошлом году в крае построили четыре новые школы, сейчас возводят ещё шесть. На сегодня все образовательные учреждения края полностью готовы к новому учебному году. 

Обеспечить детей местами в детсадах и школах - это, конечно, задача первоочередная. Но вместе с тем необходимо комплексно решать ещё одну проблему: сегодня практически нет полностью здоровых детей. Заболеваемости содействуют серьёзные учебные нагрузки, которые испытывают малыши уже в детском саду, несбалансированное питание, гиподинамия. А болезни лучше предотвращать, чем лечить.

Что же предпринять для сохранения здоровья учащихся? Об этом рассказывает депутат Законодательного собрания Пермского края, заместитель председателя парламентского комитета по социальной политике, член фракции ЛДПР Ольга Рогожникова

Что говорит наука?

- Ольга Андреевна, с чем связана проблема высокой заболеваемости детей, в том числе школьного возраста?

- Меня всегда огорчает фраза, что у нас очень мало абсолютно здоровых детей. Проблема изначально связана с тем, что с момента рождения ребёнка родители не представляют, что и как нужно делать, чтобы малыш правильно развивался физически. Не знают они и о том, как сохранить его здоровье. Увы, никто молодых родителей специально этому не обучает - таких университетов у нас нет. Но, к сожалению, и в детском садике, и в школе, тоже существуют проблемы с организацией комплексного подхода к формированию и сохранению здоровья детей. Скажем так: школа у нас больше учит. В каких условиях идёт образовательный процесс, какая нагрузка приходится на детей - это для школы часто остаётся «за кадром». Главное - дать ребятишкам знания. 

- Разве нет нормативов по тем же условиям обучения, нормативов нагрузки?

- Естественно, принято много документов, написаны десятки специальных статей. Насколько мне известно, всем педагогам в период их обучения в вузах преподают «Основы гигиены школьника». Каждый воспитатель садика, каждый школьный учитель знает, что есть масса обоснованных с научной точки зрения рекомендаций, как избежать пиков сильного перенапряжения, чреватых последствиями для здоровья. Существует много методичек, рассчитанных на практическое применение. К примеру, в них говорится о том, что учебное расписание должно формироваться с учётом графиков или кривых, описывающих нагрузки как в течение дня, так и в течение недели. Подчёркивается необходимость физической нагрузки, соблюдения требований к частоте и качеству питания, к учебной мебели, оформлению помещений школы, к освещённости в классах, организации досуга школьников между уроками и т.д.

- Выполняют ли эти научно обоснованные нормативы? 

- Увы, порой создаётся впечатление, будто в том или ином учреждении думают так: «Всё, что касается политики здоровья в отношении ребёнка, - это дело не наше, а обязанность кого-то другого». Но это не так. Забота о здоровье ребёнка - задача и родителей, и воспитателей детского садика, и учителей. Любое дополнительное образование должно также выстраиваться с учётом всех современных требований. Иными словами, когда я, как медик, слышу о детях, которые больны с самого раннего возраста, мне всегда хочется ответить: «Дорогие взрослые, вы ведь сами этого добиваетесь, пусть даже того не желая». Смотрите на малыша, который сегодня ходит в садик или школу, с той точки зрения, что ему жить дальше. И желательно, чтобы он был не только образованным, эрудированным, интеллектуально развитым, но и здоровым человеком. Нужно сделать всё возможное, чтобы за годы учёбы здоровье человека сохранилось. Ведь потерять его легко, а восстановить очень сложно. А зачастую - невозможно. 

Университеты для родителей

- Но ведь в каждой школе есть медкабинет. Разве в обязанности школьных врачей не входит профилактика здоровья учащихся? 

- Конечно, медицинские работники проводят и профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей, и диспансеризацию в образовательных организациях, оценивают состояние здоровья каждого конкретного ребёнка, дают рекомендации родителям и учителям в случае выявления отклонений в здоровье, направляют к врачам-специалистам. Но ещё раз подчеркну: необходимы комплексные усилия, чтобы не допустить заболевания. Если переложить всю ответственность только на одних докторов, проблема никогда не будет решена. А она, как модно сейчас выражаться, носит межведомственный характер. По моему убеждению, активно работать и тесно взаимодействовать в этом плане должны родительское сообщество, педагоги детских садов и школ, врачи. Только совместными усилиями можно добиться конкретных результатов. Наверное, настало время организовать так называемые родительские университеты, на площадке которых родителей учили бы тому, как сохранить здоровье их ненаглядных детей. Здесь можно было бы давать знания о том, в каком объёме необходима двигательная активность, где тот предел детского сидения у монитора, за которым родители должны следить. 

- Может быть, проект «Родительские университеты» стоило бы включить в одну из государственных программ Пермского края в сфере образования или здравоохранения? 

- У Либерально-демократической партии России есть хорошо известный и успешный проект. Его принципиальная идея перекликается с тем, о чём мы сейчас говорим. Правда, он называется «Университет третьего возраста». И рассчитан на оказание поддержки пожилым людям. Но почему бы не создать аналогичный проект, ориентированный на работу с родителями? Не исключаю, что наша фракция проработает эту идею и выйдет с соответствующей инициативой. 

Поздравляю с началом учебного года!

Желаю мальчишкам и девчонкам, чтобы они были жизнерадостными, весёлыми, чтобы учёба приносила им удовольствие. Желаю ребятам, чтобы они чувствовали себя детьми - не надо стремиться повзрослеть раньше времени. Пусть хорошие и светлые детские ощущения сохранятся на всю жизнь. Открою небольшой секрет: мы, взрослые, часто с теплом вспоминаем о своём детстве. И родителям также пожелаю здоровья. Если здоровы они, то здоровыми будут и их дети. Хочется, чтобы взрослые не забывали, что детство - это пора, которая проходит очень быстро. И надо сделать так, чтобы детство у ребёнка было полноценным. 

Ольга Рогожникова

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах