Дети удивительны: они невероятно активные, быстрые, ловкие. А главное – любознательные. Их ум быстро впитывает всё новое. Ребята могут увидеть привычные для нас вещи совершенно под другим углом. Это прекрасное качество для настоящего исследователя.
В Пермском крае есть четыре учебных заведения, которые вошли в число базовых школ Российской академии наук. Среди них – гимназия в Чайковском. От спецкурсов до лекций настоящих учёных – здесь создают такие условия, которые пробуждают интерес к науке у самых обычных детей. Возможно, выпускники не станут учёными. Это и не является целью. Однако интерес к глубокому познанию разных сфер жизни у них точно будет.
Что такое «Базовая школа РАН»? Какие предметы здесь преподают? С какого возраста стоит начинать углублённое обучение? Об этом рассказывает директор гимназии в Чайковском Марина Русинова.
Удивительное рядом
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Как поменялась жизнь вашей гимназии, когда она получила такой статус?
Марина Русинова: На первый план вышла проектная и исследовательская работа учителя и ученика. Если в традиционных общеобразовательных школах это лишь часть деятельности, то у нас к этому более серьёзное отношение. Для развития исследовательских умений в гимназии разработана программа «Удивительное рядом». В учебном плане для учеников восьмого класса есть предмет учебно-исследовательская деятельность. Мы даём ребятам не только теорию. Курс носит практико-ориентированный характер. Каждый год ученики пишут исследования. Все темы назвать, конечно, невозможно, но для примера приведу названия работ наших учеников, которые были опубликованы в сборнике материалов краевой научно-практической конференции учащихся базовых школ РАН «Старт в науку XXI века». Ученик восьмого класса написал исследование по химии «Обычный мир в необычном свете. Изучение феномена излучения некоторых веществ». Десятиклассница подготовила работу под названием «Историзм в восприятии философской лирики в XIX-XXI веках». Ещё одна работа была посвящена оценке историко-культурного потенциала Чайковского городского округа на примере Сайгатского городского могильника и Сайгатского городища. Автор этого исследования в прошлом году училась в восьмом классе. В прошлом году свои работы защищали все восьмиклассники и десятиклассники. Они написали более 180 исследовательских работ.
– Цель школ РАН – выявление талантливых ребят. Какие дети учатся в вашей гимназии?
– Специального отбора и поиска талантливых детей у нас нет. Да, у нашего учебного заведения давние традиции, ориентированные на получение классического качественного образования. Но мы – муниципальная образовательная организация, за нами закреплены дома микрорайона. У нас есть как общеобразовательные, так и базовые классы РАН, где идёт преподавание на углублённом уровне. Закреплённая территория не очень большая, поэтому на программы углублённого уровня мы имеем возможность принимать ребят из разных микрорайонов нашего округа. Чаще всего получается так: к нам приходят дети, которые живут в нашем микрорайоне. Потом, после окончания начальной школы, родители вместе с детьми определяют дальнейшую программу обучения (уровень сложности). В основном и на «сложной» ступени у нас учатся те ребята, которые пришли к нам ещё в начальной школе. В пятый класс в этом учебном году из школ города пришли семь детей.
– С какого возраста стоит начинать углублённо учить предметы?
– Базовые классы РАН мы формируем с седьмого класса. К этому возрасту у ребят уже накапливается багаж знаний, завершается адаптация к основной школе. И дети могут более чётко определять круг своих интересов.
Исследовательские работы ребёнок может писать на самые разные темы. Например, в восьмом, – по истории, литературе, а в десятом– уже по экономике. И такое нередко происходит. У нас есть ученик, который в прошлом году был призёром города по физике, но в этом сказал, что его интересует экономика и математика. В десятом классе он уже участвует в олимпиадах по этим предметам.
Как в вузе
– Это уже университет получается. А кто у вас преподаёт?
– В основном, конечно, наши учителя. Примерно 80 % из них – педагоги первой и высшей категории. Но так как у нас есть и исследовательские работы, и необходимость готовить ребят к олимпиадам, своих ресурсов не всегда хватает. Мы можем приглашать преподавателей вузов, инновационных институтов РАН. К примеру, сейчас компьютерное моделирование ведёт преподаватель ПНИПУ филиала в Чайковском д.т.н. Евгений Морозов. Он работает со школьниками очно, на уроках. Другой формат – удалённый. Во время каникул ребята работали с преподавателями Высшей школы экономики. Считаю, что для наших учеников это прекрасная возможность слушать такие лекции, поскольку это совершенно другой подход к предмету. Преподаватели общаются со школьниками, как с будущими студентами. Есть у нас в программе и такой модуль, как «Час с академиком». Преподаватели вузов и учёные читают лекции и проводят практические занятия. Например, с большим удовольствием в прошлом году дети прослушали лекцию по археологии и историческим находкам в Пермском крае, которую читали учёные Пермского УРО РАН. Академия наук РФ предложила список лекторов и тем. Надеюсь, что в ближайшее время такие встречи состоятся.
Есть у нас в программе и такой модуль, как «Час с академиком». Преподаватели вузов и учёные читают лекции и проводят практические занятия.
– Стимулирует ли такой подход к преподаванию выбирать исследовательскую работу?
– Сказать, что мы уже вырастили учёных, вряд ли можно. Но если ребята занимаются много лет каким-то предметом в школе, то нередко выбирают его и для изучения в вузе. Участие в конкурсах, олимпиадах, исследованиях предопределяет в дальнейшем факультеты и вузы, куда поступают наши выпускники. К примеру, ученики, которые показывали успехи в математике, чаще всего поступают в МФТИ, УРФУ, МГУ, Пермские технические вузы.
Практика и мотивация
– Не секрет, что углублённое изучение предметов – дело сложное. Как поддержать стремление ребёнка учиться?
– Мы продумываем разные способы поощрения и мотивации. Есть ключевое событие, которого ждут все дети, – торжественный приём у директора. Мы всегда проводим его в начале апреля. На приёме мы чествуем школьников, которые в течение года проявили себя в творчестве, интеллектуальных играх, олимпиадах (краевых, всероссийских, конкурсах исследовательских работ), спортивных состязаниях. В зависимости от достижения дети получают денежную премию, которую устанавливает Попечительский совет гимназии. Родители и учителя получают благодарственные письма. В прошлом году премии получили более 180 детей. Поверьте, это стимулирует ребят учиться. Они очень ждут, кого же пригласят к директору. Есть и система рейтингов между классами. Каждую четверть мы выбираем лучший в начальной, средней, старшей школе. Такой дух соревнований тоже помогает стремиться к высоким результатам. И я всегда стараюсь поддержать ребят. Перед любым конкурсом, соревнованием встречаюсь с учащимися, стараюсь ободрить, настроить на результативное участие.
– Есть ли у ребят возможность применить знания на практике?
– Да, конечно. И это очень важная часть обучения. В нашей программе есть модуль «Уроки на производстве». Мы сотрудничаем с предприятиями нашей территории, которые занимаются исследовательской деятельностью, разрабатывают приборы. Дети пишут работу, которой руководит и учитель, и инженер предприятия. Темы могут быть довольно сложные, так как ребята работают над реальными проектами. Наш партнер ГК «Эрис», на базе которого мы проводит занятия по математике, физике химии, информатики и робототехнике. Ученики знакомятся с реальным производством, спецификой технических профессий.
Кстати, ребята тоже могут помочь предприятиям. Например, во время курса по техническому английскому школьники переводят на английский язык материалы на получение патентов на изобретённые приборы. . В этом году сотрудничество предприятием «Эрис». вышло на новый уровень. С его помощью мы оборудовали лабораторию по физике, химии, биологии, экологии. Работая в такой лаборатории, дети видят, что наука в школе – не сама по себе. Она ценна и для современного развивающегося предприятия.