Родительские амбиции – самая распространённая, пожалуй, причина, подстёгивающая мам и пап как можно раньше начать учить малыша чтению, письму и счёту. И раз ребёнок с этим уже справляется, значит к школе, по их мнению, он готов. И, стало быть, незачем тратить время, продолжая ходить в садик. При этом неважно, что грамотею пока только шесть, а то и пять лет.
Чем рискуют родители-торопыги и в каких случаях ребенка можно отдать в школу чуть раньше, а когда точно стоит отказаться от этой идеи - в материале «АиФ-Прикамье».
Гиперактивным – через год
Как отмечал выдающийся детский психолог Леонид Венгер, о готовности к школе свидетельствует вовсе не умение читать, писать и считать. Быть готовым к ней – значит быть готовым всему этому научиться. А у большинства шестилеток такой готовности ещё нет.
«Общего рецепта тут, конечно, не существует. Необходим индивидуальный подход. И если у родителей возникает вопрос, отдавать ребёнка в школу в шесть лет или всё-таки в семь, то лучше пройти профильную диагностику у психолога, который подскажет, как поступить в данном случае, – советует доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ПГГПУ, детский практический психолог Оксана Богомягкова. – Плюс надо учитывать индивидуальную траекторию развития. Например, когда ребёнок гиперактивный, а мама сомневается, нужно ли ему идти в первый класс в 6,5 лет, мы рекомендуем подождать годик – до 7,5 лет. Раньше такие дети не смогут быть успешными. Не потому, что они глупее других, а в силу своей повышенной активности, особенностей нервной системы».
Какой я?
Школа – это не только уроки и задания, но и большая нагрузка на костно-мышечную систему. Первоклассникам приходится напрягать спину минимум четыре часа ежедневно. И если ребёнок садится за парту слишком рано, это нередко приводит к сколиозу. Кроме того, возможно искривление фаланг пальцев.
Для укрепления мышечного корсета следует приучать малышей к утренней зарядке, пешим прогулкам. А подготовить руку к письму помогут занятия мелкой ручной работой: лепка, раскрашивание, мозаика, складывание оригами. Кстати, один из тестов на физиологическую готовность ребёнка к школе заключается в следующем: на тетрадном листе в клеточку он должен в течение минуты ставить точки в середину каждой клетки. В норме малыш должен поставить 70 точек. Больше – лучше, меньше – хуже.
Ну а составляющие психологической готовности – это готовность познавательная (насколько развиты у ребёнка память, внимание, мышление), мотивационная (насколько он хочет идти в школу), эмоционально-волевая (насколько может управлять своими эмоциями и телом, чтобы выдержать 45 минут урока), социальная (насколько способен контактировать с другими ребятами).
«Что касается маркеров, по которым судят, что ребёнок к школе готов, то в каждой составляющей они свои, – продолжает Оксана Богомягкова. – Если взять, к примеру, мотивацию, то главный маркер здесь тот, что ребёнок имеет положительное представление о школе, знает, что его там ждёт, и может об этом рассказать. Вообще, очень важно, чтобы он мог о себе рассказывать: кто он, кто его родители, где он живёт и т. д. Но ещё важнее, чтобы мог ответить на вопрос: какой я? Какое у меня сейчас настроение? Что я чувствую? Когда он это может, он точно к школе готов».
Кстати
Шесть лет – это возраст поступления в первый класс для большинства европейских детей. Но то, что в Европе считается начальной школой, мы называем обычным детсадом. Занятия в наших подготовительных группах практически совпадают с тем, что изучают малыши во втором классе западных школ.