В октябре, когда опадает последняя листва цвета жёлто-бурой гривы дрессированного льва, прыгающего через огненный обруч на арене, Пермскому государственному цирку исполнилось сорок лет.
Тогда, в 1970-м, на въезде в Мотовилиху по Северной дамбе появилось необычное здание с широким козырьком и стеклянным фасадом округлой формы, и на смену гастрольным брезентовым шатрам шапито заступила стационарная арена с самым вместительным в городе зрительным залом.
СБЕЖАЛА ТИГРИЦА
Последние четверть века цирк возглавляет Сергей Стефанов.
- Не надо отождествлять цирк с какими-то несуразностями в жизни. На самом деле это самостоятельный и очень сложный мир, - считает он.
Сколько замечательных артистов, отдающих себя любимому делу с полной выкладкой, чуть ли не 25 часов в сутки и восемь дней в неделю, работало на арене у Стефанова:
- Иные номера ставятся и оттачиваются годами. Идёт многолетняя работа, которая не всегда сводится к рукоплесканиям и триумфу. Случаются срывы, падения, даже гибель артиста. И всё-таки цирк - штука непредсказуемая. В 92-м на протяжении целого года у нас выступал знаменитый дрессировщик Константин Константиновский, снявшийся в фильме «Полосатый рейс». Его полосатая воспитанница Зинка во время пермских гастролей выдала настоящий цирк за пределами арены.
В целях рекламы перед представлением тигрицу возили по городу. На перекрёстке у цирка машина резко затормозила перед вставшим транспортом, клетка упала и открылась. Сообразительная Зинка, демонстрируя чудеса цирковой выучки и будничную привычку к людской толпе, тихо проскользнула в ближайший двор, забежала в подъезд и остановилась только на пятом этаже. Хищницу водворили на место.
У самого Стефанова с тигрицей сложились дружеские, даже служебные отношения. Известен случай, когда она, побывав у него кабинете, облюбовала директорское кресло и спокойно развалилась в нём, «замещая» Стефанова на его руководящей должности.
БЕСПОКОЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО
А руководить есть кем и чем - хозяйство огромное. Масса помещений, свои мастерские, общежитие, столовая. Одного технического персонала две сотни человек.
- Своей труппы у нашего цирка нет,- рассказывает Сергей Иванович. – И по всей стране артисты работают в одной государственной компании «Росгосцирк». А это означает, что артисты одиннадцать месяцев в году на гастролях. Всех надо разместить, временно принять и оформить на работу. Это касается и цирковых зверей - медведей, слонов, тигров, львов. Надо их довезти, накормить. Один только слон по центнеру в день съедает. А раньше, когда в холодных вагонах по «железке» возили, так тому же слону не по одной бутылке конька спаивали, чтобы согреть в дороге.
У пермского цирка большая история. Она отражена на стендах музея циркового искусства, который Стефанов создал пятнадцать лет назад и считает свои достижением. Это второй после питерского цирковой музей в России:
- Есть здесь любопытные фотографии, на которых пермский цирк запечатлён ещё в начале прошлого века. Оказывается, первый цирковой павильон с флагами стоял в городе в 20-е годы на Сенной площади, а с 1927 по 1943 годы артисты выступали на постоянной арене цирка в Рабочем посёлке Мотовилихи.
В экспозиции музея почётное место занимают афиши, личные вещи, фотографии выдающихся мастеров, приезжавших в Пермь. Великие клоуны Юрий Никулин и Карандаш, Юрий Куклачёв со своим театром кошек. В галерее славы - клоун Ириска (Ирина Асмус), разбившаяся на арене, гимнаст с одной рукой Лев Синский, джигиты Кантемировы, династия укротителей Запашных…
- Музей - это не склад вещей, а живой человек, - убеждён директор.
ШОУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
И всегда надо задумываться о будущем. Вот уже несколько лет в Перми по инициативе Стефанова проводится конкурс любительских цирковых коллективов имени Мстислава Запашного. А это наш завтрашний день.
- Интересно, сколько зрителей побывало в Пермском государственном цирке за все сорок лет?
- Всего за год работаем по семь программ. За 40 лет это 280 программ, умножаем на количество показов каждой и получаем 56 тысяч представлений. Свыше 10,5 миллиона зрителей. К сожалению, цирк сейчас становится другим: цирковые номера занимают две трети, остальное - шоу. Старые артисты уходят, династий почти нет. Люди приходят на арену из спорта, не всегда удачно. Одно время мне даже неудобно было говорить, где я работаю. Но, по-любому, цирк не означает, что всё плохо. Надо, чтобы искусство цирка было на высоте. На той самой высоте, где в луче прожектора воздушный гимнаст с непревзойдённой лёгкостью чертит под куполом цирка свой путь к славе в гуще праздника на арене, в основе которого - огромный ежедневный труд всего коллектива пермского цирка.