Весной 2019 года в Перми стартовала транспортная реформа. Её основной целью было, казалось бы, невозможное – навести порядок в отрасли. Проблем было достаточно: обветшавший парк, отказы перевозчиков от невыгодных, но столь нужных горожанам маршрутов, несоблюдение расписания рейсов, невозможность оплачивать поездки электронным путём.
Три с половиной года спустя городские власти объявили, что реформа завершена. Итоги преобразований обсудили на круглом столе, участие в котором приняли представители мэрии, депутаты городского парламента и перевозчики.
Цели достигнуты?
Начиная транспортную реформу, городские власти обозначили несколько задач, которые предстояло решить.
По словам начальника департамента транспорта администрации Перми Анатолия Путина, практически все цели достигнуты.
Первым делом мэрия инициировала переход к брутто-контрактам с перевозчиками. Если раньше плата, собранная за проезд, оставалась у предпринимателей, и многие из них в буквальном смысле слова гнались за пассажирами, то сейчас работу оплачивают власти в рамках договоров, если выполнены все обязательства. Одно из них – строгое соблюдение расписания. Не выполнил рейс – не только потерял прибыль, но и заплатил штраф. Таким образом, отрасль от рыночной модели перешла к социально ориентированной. Дату выхода на линию первых 10 маршрутов, которые работали по новой схеме, как раз считают отправной точкой реформы. Произошло это в мае 2019 года.
Параллельно начали обновлять парк. Сейчас многие пермяки уже и не помнят, что когда-то по улицам города курсировали не красные автобусы с кондиционерами и удобными сиденьями, а потрёпанные жизнью «Мерседесы». Прежде средний возраст общественного транспорта в Перми составлял 12 лет. Теперь это три года.
Третья решённая задача – переход к безналичной оплате поездок и внедрение единых проездных, четвёртая – оптимизация маршрутной сети, охватывающей отдалённые районы города. Пятая цель – развитие трамвайного движения. Шестая – повышение качества и безопасности перевозок. Так, удалось снизить на 40% количество ДТП с общественным транспортом и число падений пассажиров в салоне.
«За три года мы прошли достаточно большой путь в реформировании общественного транспорта, – отметил руководитель департамента транспорта. – Сегодня реформа закончена. Она перешла в планомерно текущую работу, направленную на развитие отрасли. Мы считаем, что не достигли только одного намеченного показателя – обновления остановочных павильонов. Но над этим мы сейчас работаем».
Если говорить об экономических показателях отрасли, то сейчас она восстанавливается после пандемии. Речь о пассажиропотоке. В 2020 г. пермяки совершили 155 млн поездок. В 2021-м – 192 млн. Прогноз на 2022 г. – 194 млн. План по доходам выполняется. Благодаря этому нет необходимости увеличивать бюджетные расходы на отрасль.
Тариф изменится?
Во время круглого стола парламентарии поинтересовались, можно ли снизить размер вливаний в отрасль из муниципальной казны.
«Мы не можем все 100% расходов переложить на плечи наших жителей. Такая ситуация не только у нас. Общественный транспорт дотируется из бюджета повсюду. Должна быть социальная ответственность. Мы обязаны сохранять баланс между стоимостью поездки, которая комфортна для жителей, и организацией транспортной доступности», – ответил первый замглавы администрации города Перми Эдуард Хайруллин.
Так, год назад экономически обоснованный тариф на проезд в общественном транспорте Перми составлял 35 руб. Однако при пересмотре размера платы стоимость поездки увеличилась до 39. При этом пользователи гражданских проездных тратят на билет в среднем около 26 руб., льготных – 20,6 руб. Бесплатно пользуются транспортом ученики 1–4-х классов.

Сейчас экономически обоснованный тариф – 39 руб. Об этом не так давно сообщил департамент транспорта. И, конечно, многих пермяков волнует, вырастет ли стоимость проезда в ближайшем будущем.
«В данный момент мы не готовим проект решения по повышению тарифа для рассмотрения думой. Но мы понимаем, что всё дорожает», – сообщил Анатолий Путин.
К примеру, водителям автобусов и трамваев необходимо индексировать зарплату. Цены на запчасти для подвижного состава повысились в три раза. Автобусы подорожали с 12 до 18 млн руб. Кроме того, увеличиваются траты на содержание трамвайных путей.
Планы на будущее
В мэрии Перми уверены, что результаты реформы станут платформой для дальнейшего улучшения системы общественного транспорта. Направления для будущей работы уже обозначили. Одно из центральных – развитие трамвайного движения. Это и масштабный ремонт путей, и покупка новых вагонов. Также планируется строить новые трамвайные ветки.
Для того чтобы сократить расходы отрасли, увеличат число автобусов, которые заправляются более дешёвым топливом – газом. Сейчас в контрактах, которые заключают с перевозчиками, прописано, что в парке у последних такой транспорт должен составлять 30%. В 2024 г. цифра увеличится до 50%.
В числе задач и снизить загруженность транспорта, чтобы пассажирам было комфортнее передвигаться в нём в часы пик. Следующий пункт – обновление остановочных павильонов. Работа уже начата. В городе появляются умные остановки. Они оборудованы камерами для борьбы с вандалами, информационными табло, которые показывают, какие маршруты проходят по улице, когда ближайший рейс.
«Мы провели много выездов по мониторингу общественного транспорта, – подытожил работу круглого стола депутат Пермской городской думы Арсен Болквадзе. – Подвижной состав у нас сегодня хороший. Мы очень долго ставили задачу ввести безналичную оплату проезда и внедрить механизм контроля пассажиропотока. Она решена. Новая система работает. Многим пермякам кажется, что так было всегда. Но изменения, к которым мы уже привыкли, произошли в последние два-три года. Есть замечания по маршрутной сети, пермяки просят что-то подкорректировать: увеличить число рейсов или остановок. Но надо понимать, что всё это упирается в финансы».
Справка
Пермь сейчас на втором месте в России по качеству общественного транспорта. На третьем (после Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству магистральных маршрутов. Это те, что начинают работу в 6:00, заканчивают не ранее 23:00 и ходят с интервалом не более 10 минут. В Перми сейчас 20 таких маршрутов (17 автобусных и 3 трамвайных).
Кроме того, краевой центр вошёл в топ-5 городов-лидеров повестки развития общественного транспорта.