Члены Градсовета наконец-то утвердили концепцию комплексного благоустройства Комсомольского проспекта, который собираются привести в порядок к 300-летию краевой столицы.
Как же авторы концепции из МКУ «Институт территориального планирования» предлагают благоустроить главный городской бульвар? И как изменятся жизнь и движение на Компросе после преобразований?
Вернуть исторический облик
«Мы хотим показать историческую ценность и усилить выразительность Компроса, воссоздать его художественный образ. Наш проспект уникальный, имеет разноуровневый рельеф. Собираемся улучшить его с точки зрения благоустройства и отделки. Проспект — объект культурного наследия, его бульварная часть является предметом охраны. И мы сохраним все её габариты: ширина бульвара должна быть восемнадцать метров, пешеходной аллеи — шесть метров, тротуаров — три метра», — говорит директор института Елена Ермолина, которой пришлось несколько раз защищать концепцию на Градсовете.
Должны сохраниться и исторические параметры озеленения проспекта. На участке от ул. Монастырской до Комсомольской площади это двухрядная посадка лип, от Башни смерти до ул. Чкалова — трёхрядная посадка деревьев.
Как мы уже писали («АиФ-Прикамье», № 34 от 22.08.2018), пешеходную зону и парковки предлагают отделать гранитной плиткой, все дороги сделать в асфальтовом исполнении. Опоры наружного освещения хотят заменить на новые, близкие к историческому облику середины прошлого века. Также собираются привести в нормальный вид (либо восстановить там, где её утратили) чугунную решётку на протяжении всего бульвара. Как один из вариантов, в таком же чугунном исполнении предлагают делать остановки общественного транспорта.
Реновация коснётся не только общественных пространств и зданий непосредственно на проспекте (от ул. Монастырской до ул. Чкалова). Предполагается «углубить» благоустройство на улицах, пересекающих Компрос, на 50 м от перекрёстков.
Делиниаторы на Октябрьской площади
Пожалуй, самые глобальные изменения ожидают Октябрьскую площадь. Здесь предлагают продолжить бульварную часть, как это было в 60-е годы прошлого века. Эта «провокация» вызвала немало дискуссий и споров, но авторам концепции удалось отстоять свою идею.
«Тем самым мы убираем мёртвое общественное пространство. Мы должны наполнить бульвар людьми, а для этого нужно обеспечить транзитное пешеходное движение по всему Компросу. На Октябрьской площади мы планируем установить мобильные делиниаторы (разделители полос движения. — Авт.) в форме арт-объектов. Они оградят транзитную зону и позволят сохранить парадные функции этой площади (т. е. проводить здесь праздничные мероприятия. — Авт.)», — сказала Елена Ермолина.
Из-за продления пешеходной части бульвара на Октябрьской площади для парковки здесь места не останется. Также планируют перенести на ул. Екатерининскую движение автобусов № 7 и 41.
Парковки и транспорт сократят
Краеугольный камень концепции в том, что приоритет отдадут пешеходам. Ещё на заседании в августе разработчики концепции предупредили, что часть парковок (там, где из-за них тротуары меньше трёх метров) уберут. Так, от Монастырской до Компроса может исчезнуть девять парковочных карманов, а оставшиеся хотят сделать единообразными и по типу параллельной парковки. Также планируют обустроить упорядоченную парковку на Комсомольской площади.
Глава Перми Дмитрий Самойлов считает, что тему парковочной политики на Компросе и прилегающих к нему улиц нужно рассматривать отдельно.
«Конечно, можно «притеснить» автовладельцев: установить за парковку цену в 200 рублей, и люди просто перестанут ставить на Компросе машины. Но это не наш стиль работы. Платная парковочная политика в нашем городе внедряется плавно и планово. Поэтому дальше будем прорабатывать этот вопрос. Соглашусь с приоритетом пешеходного сообщения. При этом транспортная модель Компроса должна учитывать возможность левых поворотов для общественного транспорта», — добавил глава Перми.
Он также поручил своему заму Анатолию Дашкевичу заняться транспортной моделью проспекта.
«Мы уже поставили такую задачу проектировщикам: обеспечить пешеходное движение по бульвару и сохранить левые повороты для общественного транспорта. Думаю, что мы с этой задачей справимся с помощью светофорного регулирования. Также постараемся убрать на Компросе дублирующие маршруты общественного транспорта», — ответил Дашкевич.
Ещё одна дискуссионная тема – где разместить велодорожку. Первоначально авторы концепции предлагали обустроить её вдоль западной стороны бульвара за счёт сужения полосы автодороги. Но после критики отказались от этой идеи.
«Сейчас сошлись на том, что протестируем вариант размещения велодорожки в полосе общественного транспорта. ПДД это позволяют», — пояснила Елена Ермолина.
За чей счёт банкет?
Реновацию Компроса планируют провести в четыре этапа. По разным прикидкам, на это потребуется от 900 млн рублей до 1,5 млрд рублей. Одна из главных статей расходов — капремонт и приведение в единый вид фасадов зданий. И тут возникает вопрос: а за чей счёт банкет?
Во время реновации хотят привести в порядок 62 дома. На их реставрацию планируют выделить около 740 млн рублей из городской казны и краевого Фонда капремонта. Но пермские власти рассчитывают не только на бюджетные деньги. На Градсовете уже прозрачно намекнули, что бизнесу, занимающему первые этажи в зданиях, придётся поучаствовать в реновации.
«Что касается преобразования фасадов и упорядочивания вывесок, то работу по этим вопросам с бизнесом уже ведём. Мы понимаем, что предприниматели, занимающие первые этажи на Компросе, станут одними из бенефициаров преобразований на Компросе: бизнес получит хороший трафик благодаря тому, что мы делаем ставку на пешеходное сообщение», — сказал первый замглавы Перми Виктор Агеев.
«Мы должны выстроить с бизнесом партнёрский режим, чтобы он стал нашим союзником и соавтором в реализации этого проекта, помог с фасадами», — добавил Дмитрий Самойлов.
Нужен хозяйский подход
Почётный архитектор России Игорь Луговой:
«Концепция благоустройства Компроса не содержит никакой архитектурной концепции. И это замечательно! Настолько значимый для города и сформировавшийся градостроительный ансамбль не требует преобразования или реконструкции, а нуждается в реставрации и ремонте.
Отдельного внимания заслуживает отделка фасадов и балконов домов. Собрать жителей Компроса и договориться с ними по этому вопросу не получится однозначно. Но если балконы и окна оставить в нынешнем «разношёрстном» виде, то ремонт фасадов тогда вообще потеряет смысл. Каждый дом и каждый фасад дома нужно отремонтировать с предельно высоким качеством. Ведь любое несоответствие будет сразу бросаться в глаза. Без выделения бюджетных средств на балконы и окна, чтобы организовать работы и добиться нужного результата, не обойтись. Недавно наткнулся на фото из Казани: хрущёвки с аккуратными фасадами, словно игрушечные, с одинаковыми неостеклёнными балконами. Виден хозяйский подход властей в управлении городом.
Конечно, хотелось бы, чтобы к 300-летию Перми так же качественно отремонтировали все дома в городе. Но это нереально сделать даже за десять лет. Зато вполне по силам выполнить качественный ремонт трёх основных улиц Перми – Ленина, Сибирской и Компроса».
Модная мишура
Член комиссии по землепользованию и застройке Перми Денис Галицкий:
«Предлагаемое благоустройство Компроса не сделает его более популярным среди пермяков. Он и так популярнее некуда и без вложений многих сотен миллионов рублей в гранит и другую модную мишуру «комфортной городской среды».
Власти заявили какую-то странную цель всего этого благоустройства — создать возможность пройти по центральной дорожке от Комсомольской площади до Камы. Дело в том, что сейчас это можно сделать только с нарушением правил дорожного движения — «зебр» по дорожке бульвара нет, они бы мешали машинам и автобусам поворачивать. Вряд ли найдётся много желающих пройти все 2,5 км бульвара. Люди приезжают на Компрос всё-таки в магазины и кафе. Зато почти все почувствуют неудобства, когда ради этой сомнительной цели на проспекте появятся сложные светофоры со стрелками, а на остальных перекрёстках запретят поворот налево. Пробки мешают всем, даже гуляющим.
Но главный недостаток проекта властей – полное игнорирование того факта, что деревья на Компросе являются самым ценным, намного более важным для его атмосферы, чем вывески и форма фонарей. Все проекты «гранитного» благоустройства наносили урон озеленению. Такой результат предопределён самой технологией: всё разрывают, заливают много бетона в основание гранитной мостовой, используют тяжёлую строительную технику. И многие деревья это не выдерживают. А с деревьями в Перми и так катастрофическая ситуация! Самое ужасное, что этого никто не замечает.
Отчасти это объяснимо — деревья и вырастают незаметно для нас, и погибают они столь же медленно, что это не бросается в глаза. Если кто-то спилил дерево, то это вызывает возмущение, но никто даже не осознаёт, что за последние 10-15 лет с улиц Перми исчезло не менее половины деревьев, а многие кварталы остались совершенно без деревьев.
Процесс гибели деревьев на центральных улицах уже набрал обороты и его вряд ли удастся остановить. Компрос представляет собой единственную улицу, которую ещё можно сохранить зелёной. Я люблю Компрос именно как длинную зелёную ленту, и другим пермякам, мне кажется, он тоже ценен именно этим.
И этой зелёной ленте угрожает опасность, которую как всегда никто не замечает. Деревья на Компросе тоже гибнут, не выдерживая натиска города. Может показаться, что я сгущаю краски, утверждая, что в отдельных местах уже погибло до 60% исторических лип? Просто надо смотреть не только самую посещаемую часть Компроса у «Кристалла»: тут бульвар шире и деревья чувствуют себя лучше, но и тут 5-10% деревьев уже отсутствует. Пройдитесь по аллее Компроса от ЦУМа до галереи – здесь всё уже очень печально. А то ли ещё будет, когда тут поработает строительная техника и прокопают траншеи для ещё более модного освещения. Как раз к 300-летнему юбилею Перми деревья и загнутся! Прекрасный подарок всем пермякам и гостям города!
Думаю, теперь понятна моя мотивация, когда предлагал альтернативный проект благоустройства, нацеленный прежде всего на сохранение деревьев на Компросе. Сохранить хотя бы одну зелёную улицу к юбилею города – не менее амбициозная цель, чем уложить гектары гранитной мостовой».