Свод простых правил кибербезопасности поможет гражданам защитить себя от атак мошенников и снизить риск финансовых потерь. Эти правила доступны в открытых источниках. Они появились благодаря реализации всероссийской программы кибергигиены.
Два года назад на Госуслугах открылся раздел «Кибербезопасность — это просто!». В разделе размещены статьи, полезные советы и рекомендации по защите от различных типов угроз: от взлома аккаунтов до телефонного мошенничества. Материалы находятся в открытом доступе, что позволяет каждому пользователю Госуслуг ознакомиться с основами кибербезопасности. За два года раздел посетили свыше 3,9 млн человек.
Всероссийскую программу кибергигиены реализуют Минцифры России, «Солар» (дочерняя компания «Ростелекома» — архитектор комплексной кибербезопасности) и СПбГУТ благодаря действию федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
«Кибербезопасность — это не просто набор технических мер, а настоящая культура цифровой гигиены, которая должна стать нормой для каждого. В свою очередь, миссия нашей компании — сделать эту культуру доступной и понятной для всех. Поэтому проект “Кибербезопасность — это просто!” на Госуслугах — это не только сборник советов, но и возможность для каждого стать киберграмотным и чувствовать себя безопаснее в цифровом мире», - рассказал вице-президент по развитию и обеспечению информационной безопасности «Ростелекома» Алексей Чугунов.
Чтобы минимизировать риски и защитить данные в виртуальном пространстве, а также рассказать о кибербезопасности в первую очередь детям и пожилым людям, которые чаще всего становятся жертвами мошенничества в интернете, на портале опубликованы специальные памятки с важными советами о том, какие данные нельзя раскрывать, а также фразами, выдающими телефонных мошенников. На Госуслугах описаны распространенные мошеннические схемы и даны рекомендации, как правильно себя вести, предусмотрены ответы на часто задаваемые вопросы: «как узнать, что аккаунт взломали?» или «как проверить, не подали ли мошенники заявление от моего имени?».
Для обеспечения безопасности в цифровой среде эксперты «Солара» разработали специальные обучающие материалы и программы по цифровой гигиене. Эти ресурсы регулярно используются для обучения безопасному использованию информационных технологий. Они помогают надёжно защищать личные данные, распознавать хакерские атаки и другие киберугрозы. Так, в проекте «КиберЗОЖ» пользователи найдут основные правила и полезные советы для защиты персональных данных в интернете. Проект «Кибербуллинг» нацелен на подростков и освещает проблему интернет‑травли. Проект «Выучи свою роль» — это сборник сценариев диалога с телефонными мошенниками для противостояния самым популярным схемам обмана. Проект «Прокачай скилл защиты» разработан специально для любителей онлайн‑игр: он наглядно объясняет, как избежать кражи аккаунта и обезопасить компьютер от вируса.
«Ростелеком» разрабатывает цифровые решения и сервисы, охватывающие весь жизненный цикл: от раннего детства до глубокой старости, а также активно популяризирует правила кибербезопасности.
Подробнее обо всех проектах «Ростелекома» по кибербезопасности для детей и взрослых можно узнать в разделе «Киберграмотность» на сайте провайдера.