Примерное время чтения: 5 минут
31

Режим нереального времени. Как работают «умные» табло на остановках в Перми?

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 51. АиФ-Прикамье 17/12/2025
Умные остановки есть ещё не во всех районах Перми
Умные остановки есть ещё не во всех районах Перми / Александр Пастухов / АиФ

В повседневную жизнь пермяков всё больше проникают современные технологии. И один из примеров — остановки общественного транспорта. Они в последние годы заметно преобразились (не все, конечно), а некоторые ещё и «поумнели»: там установили такие полезные девайсы, как камеры видеонаблюдения, кнопки вызова Росгвардии и табло прибытия транспорта. Как раз к последним у пермяков множество вопросов. «АиФ-Прикамье» перенаправил их в департамент транспорта администрации Перми.

Что с периферией?

Цивилизация в виде электронных табло, информирующих о времени прибытия транспорта, дошла пока не до всех уголков Перми. Где-то девайс работает уже не первый год, где-то он появился недавно, а где-то такой техники и вовсе нет. Как обычно, в первую очередь оснащают центр. А периферия — на втором плане?

«К этому дню табло прибытия установили на 103 остановочных пунктах. Они есть не только в центре города, но и в спальных районах. Табло размещены на ш. Космонавтов, ул. Ленина, Сибирской, Юрша, Локомотивной, Чернышевского, Белинского, Первомайской, пр. Парковом и т. д., — сообщили корреспонденту «АиФ-Прикамье» в департаменте транспорта Перми. — Современные павильоны начали размещать к 300-летию города. В первую очередь их устанавливали на ремонтируемых улицах (ш. Космонавтов, Ленина, Сибирской), поскольку там проще было подвести необходимые коммуникации. Кроме того, старт размещения „умных“ остановок с центра города был обусловлен тем, что там они востребованы большим числом пассажиров».

Салоны оснащены электроникой – валидаторами и тахографами.
Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

В год появляется примерно по 40 павильонов, оснащённых табло. Все ли районы дождутся цивилизации? Или где-то установить девайс невозможно?

«Технически табло может быть установлено на любом остановочном пункте. Но экономически такой подход не оправдан. Для работы оборудования необходимо подвести электричество и связь, что составляет около 50 % стоимости всех работ. При столь серьёзных вложениях в инфраструктуру рациональным решением будет сразу оборудовать павильон всеми сервисами, а не ограничиваться лишь табло, — считают в дептрансе. — Сложность выполнения работ зависит от наличия коммунальных сетей, различных коммуникаций и т. д. Эти факторы влияют на стоимость подведения связи и электричества к остановочному пункту».

Откуда цифры?

«Я не понимаю, как устроены табло, они часто работают некорректно. Стоишь на остановке, ждёшь свой автобус. На экране написано, что он придёт через три минуты, но они почему-то длятся все десять. Табло по космическому времени работает?» — не понимает пермяк Владимир М.

«Как минимум дважды наблюдала ситуацию, когда экран показывал, что маршрут придёт через несколько секунд, но тот не появлялся, а потом пропадал и с табло. Куда исчезают автобусы? Уходят в параллельный мир?» — иронизирует Анастасия М.

Пермяки интересуются, откуда на табло поступает информация. На экране транслируют расписание или данные проступают непосредственно с маячков автобусов?

В центре пассажиропоток больше, чем на периферии.
В центре пассажиропоток больше, чем на периферии. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

«Люди видят на табло информацию о прогнозном прибытии транспорта, которая поступает с сайта «Гортранса» map.gortransperm.ru, — пояснили в департаменте транспорта. — Прогнозное прибытие — это плановое расписание с учётом корректировки на дорожную обстановку по предыдущим остановкам. Если автобус опаздывает, то и на сайте, и на табло это будет учтено. Если же маршрут задерживается в непосредственной близости от остановочного пункта (например, из-за затора), то эта информация не отобразится. Причины описанных пассажирами случаев могут крыться как во внештатных ситуациях (пробки, сход машины с линии и т. д.), так и в проблемах с конкретным табло. Каждый эпизод требует отдельной оценки. Если табло зависает или отображает некорректную информацию — проблема обычно решается путём простой перезагрузки».

Но если неисправность серьёзная, нужно больше времени. Бывает, что нестыковки с транспортом происходят из-за некорректной работы перевозчика. За это им грозят штрафы.

«Все автобусы и трамваи Перми подключены к системе навигации. Соблюдение расписания отслеживается на постоянной основе. Допустимое отклонение от графика движения составляет две минуты в сторону опережения и пять минут в сторону опоздания. Превышение этого порога по вине перевозчика грозит ему штрафами по итогам месяца работы, — сообщили в дептрансе. — Штраф составляет 1000 руб. за каждый факт нарушения. Всего с января по октябрь перевозчикам за нарушение расписания выставили штрафов на сумму 23,6 млн руб.»

Куда придёт прогресс

Кто из горожан окажется в числе счастливчиков, которые скоро смогут узнавать о прибытии транспорта по табло?

«В настоящее время заложены основания для новых павильонов на остановках «Цирк». Будут заменены как автобусные, так и трамвайные. Кроме того, павильоны с цифровыми сервисами устанавливаются при строительстве крупных инфраструктурных объектов и ремонте (или реконструкции) улиц», — добавили в департаменте.

Уже установленные на остановках табло планируют подключить до конца этой зимы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах