Пермь сохранила свои архитектурные сокровища получше многих других городов России. И хотя не все интригующие замыслы зодчих были воплощены, не все здания старой Перми сохранились в подобающем или каком бы то ни было виде, пермякам всё равно есть, чем восхититься в своём городе. Но кто же подарил городу красивые места? Сайт perm.aif.ru рассказывает о семи архитекторах, создавших здания в Перми.
Важно
Это ни в коем случае не топ и не рейтинг, потому что выявить лучшего здесь просто невозможно. Например, Василий Попатенко подарил Перми множество замечательных мест, о которых, могут знать даже не все местные. В то же время Гаральд Боссе спроектировал для Перми только одно здание, но сам Боссе — архитектор мирового уровня.
В списках не значится? Таинственный М. А. Парелин
Сколько же теорий и загадок ходит вокруг здания ГУ МВД, более известного как Башня Смерти. Как кровавых – о расстрелах, так и жутковатых – о тоннелях к кладбищу. Но одна из теорий просто очень любопытная: изначально здание со шпилем якобы должно было стать новым главным корпусом Пермского государственного университета. В подтверждение этой теории говорит, во-первых, развитие Комсомольского проспекта как новой главной улицы, а во-вторых, расположение рядом двух общежитий университета. Но изначальных проектных документов не сохранилось, так что это не более чем домыслы.
Здание, именуемое пермяками Башней смерти. Фото: Из личного архива/ Алексей Власов
Но представьте себе, что в истории растворились не только документы здания, но и документы его архитектора! Найти что-либо о самом М. А. Парелине невероятно трудно, и, как выяснилось, даже его документы пропали.
Этот человек-загадка не получил упоминания в книге об архитекторах Пермского Прикамья (2003), не обладает отдельной статьёй на «Википедии»*, ни в книге «Пермь. Очерк архитектуры» (1980). Заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций филфака ПГНИУ Владимир Абашев очень много сил и внимания уделяет развитию самостного бренда и образа города Перми, знает про край и город, кажется, всё. В его книге «Пермская нота» есть раздел, посвящённый целиком Башне Смерти, но даже там нет ничего о Парелине.
Невольно возникает вопрос — а был ли вообще такой человек? Мы не знаем, как он выглядел, когда он родился и умер, откуда взялся и куда пропал и не знаем других его работ кроме знаменитой башни. Всё что у нас есть — номер газеты «Звезда» от первого июля 1952-го года, где, помимо прочего, упоминается уже построенное здание и фамилия самого Парелина как архитектора. Какая благодатная почва для предположений о том, что Парелин был репрессирован. Или же о дьявольском происхождении этого зодчего, если вы предпочитаете мистику.
Проведя некоторые поиски в выпусках «Звезды» за 1952-й год, удалось обнаружить что, возможно, крупные сайты просто допускают ошибку в имени архитектора. Автором башни мог быть Павел Петрович Перелешин (1905 - 1980), московский архитектор, окончивший ВХУТЕИН. В то время, если верить старой газете, в Перми работало много архитекторов из Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова, потому что своих было очень мало.
Несмотря на сложности, корреспонденту perm.aif.ru удалось узнать чуть больше об этом таинственном человеке, который подарил Перми один из самых запоминающихся символов. О нём выйдет отдельный материал.
Восточные сказки и русский колорит – мастер национальных стилей Александр Ожегов
Жизнь Александра Ожегова была сравнительно короткой: он родился 8 июля 1871-го года, а умер 3 апреля 1904-го.
Две из трёх известных его работ достраивали уже после смерти зодчего, но это ничуть не умаляет его гения, выраженного в умении работать в национальных стилях разных культур.
Ожегов окончил Институт Гражданских Инженеров в Санкт-Петербурге и был принят младшим гражданским инженером строительного отделения Пермского губернского правления.
Одни из самых красивых православных церквей Перми спроектировал он. Это Вознесенско-Феодосиевская церковь на улице Борчанинова, а также Успенская церковь на Егошихинском кладбище.
Вознесенско-Феодосиевская церковь в Перми. Фото: Из личного архива/ Алексей Власов
Эти постройки объединяет то, что они возведены в неорусском стиле. Этот стиль возник в годы, когда всю Европу охватил национальный романтизм, интерес к своей традиционной культуре.
Постройки Ожегова были приспособлены под другие нужды в Советские годы. В Вознесенско-Феодосиевской церкви открыли хлебозавод, в Успенской — склад, а в мечети — архив КПСС. В годы перестройки все здания в разном состоянии были возвращены верующим. К счастью, сейчас все из них восстановлены.
Страстный театрал и автор самых красивых купеческих особняков Перми — Александр Турчевич
Дом Грибушина, Театр Юного Зрителя, дом купца Мешкова и особняки братьев Тупицыных — красивейшие и известнейшие здания, некогда принадлежавшие пермским купцам. И к каждому из этих зданий причастен Александр Бонавертурович Турчевич.
Поляк по происхождению, Турчевич родился в Киеве, где получил гимназийское образование. Затем он поступил в Московское Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества, но не окончил его. Тем не менее, необходимый для получения права на проектирование и строительство экзамен он сдал экстерном в возрасте 30 лет.
Во время учёбы очень заинтересовался театром и как любитель занимался театральной деятельностью до конца жизни.
Строительно-техническое бюро А. Б. Турчевича существовало с 1888 года и располагалось на углу улиц Екатерининской и Островского (тогда — Верхотурского переулка). Там он принимал заказы и сам же спроектировал дом, который подарил жене, встретил которую, кстати, тоже в годы обучения.
Но строил Турчевич не только в Перми и не только особняки. Хотя сам он был католиком, после себя оставил несколько прекрасных православных церквей, среди которых можно отдельно выделить Собор Воздвижения Креста Господня в Верхотурье, Спасо-Преображенский собор в Серове и церковь Марии-Магдалины в Перми. Его церкви, увы, уцелели не все, а бывшие особняки купцов и поныне остаются приспособленными под общественные нужды.
Его церкви, увы, уцелели не все, а бывшие особняки купцов и поныне остаются приспособленными под общественные нужды.
Широка не только география его деятельности, но и охват стилей. От эклектики при переделке дома Мешкова до неоренессанса в палатах Любимовой (ТЮЗ). А дом Грибушина, хотя для России более характерно ар-нуво в модерне, тяготеет к стилю югендштиль, что выражено в определённом вертикализме и обильном использовании маскаронов.
Губернский архитектор, заботившийся о комфорте жителей — Василий Попатенко
Василий Васильевич Попатенко родился в городе Керч, что на Крымском полуострове, в 1841 году. В 14 лет стал учиться в Санкт-Петербургском строительном училище. Обучение заняло у Попатенко восемь лет.
Перед тем как начать свою деятельность в Перми, он успел поработать в Крыму, Петербурге и Рязанской губернии.
В Перми он начинал как младший архитектор губернского правления, а затем стал городским архитектором.
Он подарил Перми так много красивых и запоминающихся сооружений, что трудно выбрать, какие именно перечислить, чтобы не затягивать. И все они предназначались для совсем разных нужд – как частных, так и общественных. Как религиозных, так и образовательных. Различен и стиль его зданий: рациональный модерн, неорусский стиль и эклектика.
Екатерино-Петровское училище (нынешний музыкальный колледж), часовня Стефана Великопермского, Красные казармы, женская учительская семинария, училище для слепых детей (ныне школа № 22), усадьба Гаврилова (теперь управление государственным имуществом), Пермское реальное училище (теперь это авиационный техникум), среди прочих архитекторов участвовал в реконструкции театра оперы и балета.
Пермский музыкальный колледж. Фото: Из личного архива/ Алексей Власов
Пожарное депо на Екатерининской, которое затем перестроил Н. А. Шварёв. Пожарное депо на Куйбышева (но каланча — по проекту Карвовского). Предположительно, Попатенко также причастен к перестройке доходного дома купца Камчатова. И это только треть от важных построек Попатенко.
Но он занимался не только проектированием отдельных зданий и комплексов. После того, как Попатенко занял должность губернского архитектора, в Перми появились мощёные дороги, улучшилась система канализации и водоснабжения.
Умер Попатенко в январе 1920 года и был похоронен на Егошихинском кладбище.
Участник войны и автор дома с самыми завидными квартирами — Давид Рудник
Пожалуй, Рудника можно назвать важнейшим архитектором советского периода Перми, прошедшим этот этап истории города от начала и до самого конца. Давид Яковлевич родился в июле 1911 года, а умер в ноябре 1991-го.
Профессиональная деятельность Рудника началась с 1929 года, когда он окончил Пермское художественно-промышленное училище. Он проектировал разные здания, но, пожалуй, всего важнее из довоенной деятельности участие в создании проекта Камской ГЭС в 1934 году.
Уже в 1937-м Рудник стал членом Союза архитекторов СССР. В это же время он обучался в Казанском архитектурном институте, но из-за начала Великой Отечественной войны не успел защитить диплом.
Прошёл курсы лыжников-десантников в Перми, затем обучался на военного инженера сухопутных войск в Ярославле. Во время обучения он составил учебник для офицеров инженерных войск, который использовался и после войны. Пройдя обучение, Рудник стал военным инженером на Северном фронте, где организовывал переправы.
Во время обучения он составил учебник для офицеров инженерных войск, который использовался и после войны.
После окончания войны и до 1946 года служил на Дальнем Востоке, и только затем, наконец, вернулся в Пермь.
Одним из первых его проектов после войны стал составленный к 1948 году проект Центрального рынка.
Но намного значительнее, конечно, была реконструкция Комсомольского проспекта, готовившаяся с 1946 года. Эта улица должна была стать новой главной, а потому – самой красивой и самой удобной.
Одно из самых запоминающихся зданий на Комсомольском проспекте — башня «Пермьэнерго» — построена по совместному проекту Д. Я. Рудника и О. Д. Кедреновского.
А к 1948 году готов проект дома учёных. Этот дом был предназначен для главных деятелей науки, работавших в Пермском университете. Квартиры здесь были самыми комфортными и впечатляющими в городе на тот момент, и до сих пор недвижимость в нём остаётся дорогой и престижной. Многокомнатные квартиры метражом за сотню метров, отделка из натурального дерева, просторные подъезды с одними из первых в городе лифтов.
Подобных домов было четыре на всю страну, и на проекте Рудника стояла личная подпись Иосифа Сталина.
На пенсию архитектор вышел он только в 1973, но другие проекты Рудника не так интересны. Можно также отметить реконструкцию художественной галереи (Спасо-Преображенского монастыря) между 1954 и 1958 годами, целью которой было увеличение выставочных площадей.
Построил духовное училище и перестроил семь тюрем по всему региону — Рудольф Карвовский
Рудольф Иосифович Карвовский родился в городе Ковно (нынешнее название — Каунас), тогда являвшимся главным городом Литвы, входившей в состав Российской империи. Он тоже получил образование в Санкт-Петербургском строительном училище, откуда вышел в 1850 году и начал работать в Пермской строительной дорожной комиссии, где был младшим архитектором. Постепенно, ступень за ступенью продвигаясь в профессиональной иерархии, Карвовский добрался до должности городского архитектора, а в 1874-м вообще стал губернским архитектором Уфы. Через год произведён в коллежские советники.
Интересно, что среди проектов Карвовского обнаруживается аж семь проектов реконструкции тюрем в разных городах Пермской губернии — Перми, Екатеринбурге, Осе, Красноуфимске, Ирбите, Соликамске и Чердыни. Но запомнился Карвовский, разумеется, далеко не этим.
Среди проектов Карвовского обнаруживается целых семь проектов реконструкции тюрем в разных городах Пермской губернии — Перми, Екатеринбурге, Осе, Красноуфимске, Ирбите, Соликамске и Чердыни.
В Кунгуре он построил особняки для Софронова и Грибушина, а также гостиный двор. В Челябинске — народный дом. Народные дома — это здания с функциями домов культуры, только строились они ещё в имперской России, а не в СССР.
В Перми тоже находится несколько интересных зданий Карвовского. Во-первых, это окружной суд на улице Куйбышева. Во-вторых — нынешнее здание театра кукол, тогда являвшееся пересыльной тюрьмой. Также Карвовский спроектировал для Перми Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (католический костёл).
Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Перми. Фото: Из личного архива/ Алексей Власов
По проектам Карвовского перестроен дом Дягилева и духовное училище (с применением плана чертёжника А. Пермякова). Нынче в стенах бывшего духовного училища работает Пермский государственный институт культуры.
Здание института культуры в Перми. Фото: Из личного архива/ Алексей Власов
Таким образом, Карвовскому оказываются подвластны стили от эклектики и неорусского до неоготики и неоклассицизма.
В Перми Каврвовский построил дом и для себя — одноэтажный деревянный. Его снесли в восьмидесятые годы. Похоронен Рудольф Карвовский в 1896 году на Егошихинском кладбище.
Титан архитектуры межгосударственного уровня, подаривший Перми один проект — Гаральд Боссе
Полноценно назватьБоссе Пермским архитектором было бы не только ложью, но и даже грубостью. Большинство его работ радуют глаза жителей и гостей Санкт-Петербурга, а прочие разбросаны в Томске, Хельсинки, Риге, Петергофе, Стрельне и даже Дрездене. Но одно здание, возведённое по проекту Гаральда Андреевича (Юлиуса) Боссе есть и в Перми — это лютеранская кирха, церковь Святой Марии. Она построена в 1864 году в неороманском стиле.
Гаральд Боссе родился в 1812 году в Риге. В 1828-м получал образование в Дрезденской академии, а через три года получил архитектурное образование у известного и значимого немецкого градостроителя и теоретика архитектуры Георга Мюллера. С 1831 по 1862 годы Боссе жил в Санкт-Петербурге, а затем переехал с семьёй в Дрезден, где и умер в 1894-м.
За годы жизни в Петербурге Боссе успел стать чертёжником у великого живописца и архитектора А. П. Брюллова, стал академиком, а затем и профессором Императорской академии художеств. Был назначен архитектором Императорского двора, жалован дипломом на потомственное дворянское достоинство.
Все эти страницы биографии, безусловно вызывающие уважение, остались в веках. А вот произведения искусства, которые Боссе оставил после себя, живут и сегодня. Более полусотни новых зданий, перестроек старых, доходные дома, особняки, церкви, училища, биржи — но всё это совсем другая история. Разве что можно выделить лютеранскую церковь Апостола Иоанна в Санкт-Петербурге, построенную на четыре года раньше пермской, потому что они кажутся достаточно похожими, словно бы как старший и младший братья.
Ранее сайт perm.aif.ru рассказывал, кто и как строил Красные казармы в Перми. Читайте подробности в материале.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.