В России 2017 год объявлен Годом экологии. Пермь – столица промышленного региона. Здесь работают десятки производств, и даже без специальных замеров понятно, что город не относится к числу экологически безопасных.
О том, какова в действительности экологическая ситуация в Прикамье, мы поговорили с заведующим лабораторией экологии и охраны природы ПГНИУ Дмитрием Андреевым.
Самое большое зло
Лариса Садыкова, «АиФ-Прикамье: Различные рейтинги часто относят Пермь к числу самых загрязнённых городов-миллионников. Это соответствует действительности?
Дмитрий Андреев: Я не видел пока ни одного рейтинга, который заслуживает серьёзного внимания. Обычно они не имеют под собой никаких научных оснований. Например, «Зелёный патруль» составляет рейтинги на основании публикаций в СМИ. Но эти данные никак не связаны с экологической ситуацией. Объективный рейтинг составить можно, но по отдельным показателям загрязнения. Есть комплексный индекс загрязнений атмосферы, по которому оцениваются города, и по нему Пермь находится далеко от городов с максимальным загрязнением. Мы находимся где-то посередине этого рейтинга, но тем не менее - среди городов с сильным загрязнением.
- Качество воздуха – показатель состояния экологии, понятный всем. Плохо пахнет – значит, город грязный. Чем испорчен пермский воздух?
- В Перми существуют те же проблемы, что и в других больших промышленных городах. У нас есть специфические загрязнители, связанные с переработкой нефтепродуктов, так как в регионе большое количество предприятий, связанных с добычей и переработкой нефти. Выбросы от работы их производств создают определённый фон.
- Да, в нашем воздухе высокий уровень содержания этилбензола - продукта переработки нефти. Но есть ещё два проблемных показателя, влияющих на воздух. Это диоксид азота и формальдегид. И тот и другой – продукты горения топлива, в том числе и того, что используют на промышленных предприятиях. Но самое большое зло воздуху наносит автотранспорт. Двигатели выбрасывают в атмосферу те же диоксид азота и формальдегид, но в объёме, превышающем выбросы промышленных предприятий.
- В каком районе краевой столицы наиболее опасно жить?
- На такой вопрос не может быть однозначного ответа. Есть много факторов, имеющих значение. К примеру, близость автострад, труб предприятий. Дать оценку целому району невозможно. Например, в том же Индустриальном районе есть вполне благополучные микрорайоны.
Не пойман - не вор
- В таком случае где в Перми самые большие источники загрязнения воздуха?
- Реальность такова, что все мы – учёные, чиновники, специалисты, принимающие решения, связанные с экологией, – очень плохо представляем себе истинную ситуацию с экологической безопасностью. У нас мало данных для объективной оценки. Причина в том, что система мониторинга качества воздуха в городе, данными которой мы пользуемся, создана в конце 70-х – начале 80-х годов. Есть семь постов для наблюдения за воздухом в шести районах города. Они находятся в ведении Росгидромета. И с определённой частотой проводят заборы воздуха. Отдельно собирают данные о состоянии воздуха лаборатории промышленных предприятий. Но общая база данных, а также система оперативного анализа качества воздуха, у нас отсутствуют. А без неё мы не можем постоянно контролировать состав воздуха.
- Как можно контролировать состав воздуха?
- Можно, принимая меры в отношении загрязнителей. Но сейчас контролирующие органы знают только о тех загрязнениях, о которых сообщают сами предприятия. Причём те не всегда сообщают об аварийных выбросах. Если о специфическом запахе сообщат горожане, то к тому моменту, когда для анализа сделают забор воздуха, следы выбросов успевают рассеяться. Установить виновника в таких обстоятельствах невозможно, как говориться, не пойман – не вор, и вредители продолжают безнаказанно загрязнять воздух. Например, жители микрорайона Крым часто жалуются на выбросы. Там есть промзона, на территории которой работают три предприятия. Но кто из них регулярно травит горожан, установить так и не удаётся. Поэтому городу нужна современная автоматическая система контроля, которая, к слову, имеется в Москве и, пожалуй, в Челябинске.
По нормам на миллионный город нужно минимум десять стационарных постов мониторинга экологической обстановки. Модернизация старых, создание недостающих и общего диспетчерского центра обойдутся примерно в 100 миллионов рублей.
Нужна политическая воля
- Мы продолжаем пользоваться старой системой, потому что создать новую дорого, а денег нет?
- Мы рассчитывали стоимость первого этапа создания новой системы. По нормам на миллионный город нужно минимум десять стационарных постов мониторинга экологической обстановки. Модернизация старых, создание недостающих и общего диспетчерского центра обойдутся примерно в 100 миллионов рублей. Это не такая уж крупная сумма как для краевого бюджета, так и для городского.
- Тогда почему нет сдвигов в этом вопросе?
- Основной вопрос создания системы мониторинга связан с полномочиями. Существующая находится в полномочии Росгидромета. Это федеральное ведомство регулярно признаёт, что новая система нужна, но констатирует, что денег на неё нет. У правительства Пермского края в этом вопросе тоже есть некоторые полномочия. А у администрации краевой столицы полномочий вести полноценный экологический мониторинг нет, есть только право получать достоверную информацию об экологической ситуации. И главная проблема состоит в том, что меньше всего полномочий у того, кто более всего заинтересован. В этой ситуации лучший вариант – создавать собственную систему мониторинга на уровне региона совместно с муниципалитетами, без активного участия Росгидромета. Такие механизмы в других регионах есть, просто нужна политическая воля на уровне руководства края.