Вакцину поставили почти 27% населения региона. В аптечных сетях систематически проверяли наличие противовирусных препаратов. Врачи на всякий случай выделили в больницах дополнительные койко-места, запаслись лекарствами. Все шло к тому, что невидимого врага встретят во всеоружии. Однако…
Глухие телефоны
Многие заболевшие в самый нужный момент не могли вызвать врача.
– Телефон в поликлинике либо не отвечал, либо был все время занят. Звонила два часа с 8 до 10, – делится проблемой пермячка Екатерина Ефремова. – Пришлось с температурой ползти в поликлинику, благо – она рядом. Вся взмокшая сидела в очереди. Таких, как я, тут было много.
Те, кого все-таки скосил вирус, только сейчас с удивлением узнали, что неотложка, оказывается, работает по расписанию. А скорая на простуду с соплями приезжает через раз.
– Если вызвал врача в 8.30 утра, дай бог, чтобы хоть к 17.00 он пришел. Пока его ждешь, вынужден заниматься самолечением. Даже не знаешь, те ли лекарства пьешь, – жалуется уже другой переболевший житель Перми и наш читатель Геннадий Сергеев.
К сожалению, врачи тоже болеют и уходят на больничный. Тогда оставшийся участковый пашет за двоих. В прямом смысле он обегает-облетает вызовы.
– Приходится обслуживать по 12 вызовов в день. Когда норма – четыре, – рассказывает пермский врач-терапевт Нина Нануашвили.
Писанина вместо осмотра?
Сколько бы краевой Минздрав не пел о том, что у наших врачей и медработников одна из самых высоких зарплат в Приволжском федеральном округе (39 тыс. руб. и 22 тыс. руб. соответственно, правда, это не за одну ставку), медучреждения до сих пор «полуголодные». По некоторым данным, больницы укомплектованы кадрами только на 65%.
В самый разгар эпидемии участковый терапевт в городской поликлинике № 3 остался без помощи медсестры. «Правая рука» рассчиталась. Работы уйма, а денег нет. Весь объем рукописной работы лег на участкового. Естественно, это обернулось для пациентов местным коллапсом. И без того длинная очередь к белым дверям врача растянулась еще больше вдоль коридора.
Но даже если штат укомплектован, попасть на прием в свое время – за гранью реальности.
– Я всегда прихожу раньше назначенного времени, потому что знаю: в очереди все равно придется просидеть час-полтора, пока тебя примет врач. Всегда удивляюсь, как на одно время могут быть записаны по два-три человека. Кто-то приходит через электронную очередь, кому-то сам врач назначает, – говорит пенсионерка Надежда Анисимова.
По словам Татьяны ИСТОМИНОЙ, директора «Центра обработки данных», идеала, конечно, не будет.
– Нельзя предугадать, сколько времени уйдет на того или иного пациента. Назначенное время приблизительно, – говорит она. – У каждого врача есть свой норматив ведения приема. Из него следует объем посещений. У терапевта, к примеру, 12 минут на одного человека.
Кроме того, все эти нормативы разрабатывались еще в 70-е годы. Они давно устарели, ведь раньше не было такого количества документации, как сейчас.
Нашего читателя Генриха Филипповича как раз это больше всего и возмущает. «Врачу некогда тебя осматривать! Она все пишет-пишет, кипы бумаг заполняет», – негодовал он, позвонив нам в редакцию.
Кстати, интересный факт: в феврале-марте прошлого года Пермская гражданская палата провела комплексную тайную проверку поликлиник, расположенных в разных районах города. Наблюдатели пытались записаться на прием как к терапевтам, так и к узким специалистам.
Запись осуществлялась тремя способами: с помощью телефона, портала k-vrachu.ru и по старинке – через регистратуру. Удачными оказались лишь 49 из 96 контрольных попыток. Причем количество неудачной записи по телефону с первого раза составило 42%, а через портал – 32%.
Фельдшеры в помощь
Для жителей края проблема попасть к врачу умножается в десятки раз. Два года назад Пермьстат опубликовал данные о количестве больниц, поликлиник и врачей. Наглядная иллюстрация того, как за 11 лет в Пермском крае уменьшилось количество учреждений здравоохранения, врачей и медперсонала.
Перестали работать 102 больницы, 96 поликлиник и 312 фельдшерско-акушерских пунктов. Но справедливости ради нужно сказать: в 2013 г. открылись 23 новых объекта (в том числе 18 ФАП и 2 сельские врачебные амбулатории). Однако в регионе еще есть районы, где почти не осталось терапевтов. А вместо врачей «амбразуры» закрывают фельдшеры.
Вот и получается, как в том анекдоте: мало записаться на прием к врачу – надо до него еще дожить.
Комментарии
Евгений Козьминых, юрист, врач, к.м.н., директор Пермского медицинского правозащитного центра:
– У каждого из нас есть полис ОМС. Если медпомощь оказали не вовремя или неправильно, то страховая медорганизация в праве наказать лечебное учреждение. Желающие подать жалобу или иск должны в первую очередь обратиться в свою страховую компанию. В полисе указано название, ее адрес и телефон. Страховая компания проводит независимую экспертизу качества медпомощи, т.е. нанимает эксперта. Он пишет заключение: что медицинский работник сделал неправильно, формулирует причину, по которой человек пострадал. Получив заключение страховой компании, можно обращаться в суд.
Конечно, можно сразу идти в суд и писать исковое заявление. Но это стоит денег. Нужно, чтобы оно было написано по правилам, предусмотренным законодательством. Выступать в суде придется не просто от своего лица, а с помощью профессиональных юристов. Стоимость ведения дела – около 40 тыс. руб. Чтобы не нести лишних расходов, мы рекомендуем сначала обращаться в страховую компанию. Там бесплатно проводят экспертизу и пишут заключение о врачебных ошибках.
Чтобы взыскать моральный вред, все равно придется идти в суд. Но лучше туда обращаться, уже имея заключение от страховой компании, когда хотя бы ориентировочно названы ошибки. Так проще добиваться взысканий и компенсации вреда.
Еще один путь: можно написать жалобу министру здравоохранения Пермского края. В течение месяца должен прийти ответ. С ним (независимо от того, согласились с вами или нет) нужно подойти к юристу, который занимается врачебными делами, или обратиться к нам. Консультируем мы бесплатно.
Игорь, фельдшер скорой помощи, анестезиолог:
– В период ОРВИ и гриппа наши диспетчеры скорой помощи так же, как и простые пермяки, с трудом дозванивались до поликлиник. Везде проблемы с телефоном, шквал звонков. Мы просто зашивались. Люди не знают, что такое неотложка, чем она отличается от скорой помощи. Не знают ее телефон, поэтому даже при температуре 38°С звонят сразу в скорую. В период прошедшей эпидемии было до 3 тыс. вызовов в сутки. Мне порой приходилось обслуживать до 12. Хотя ДТП, инсульты, инфаркты – вот профиль скорой.
Знаете, как высчитывается количество бригад на район? Одна бригада – на 10 тыс. населения. В самом большом Свердловском районе проживает около 200 тыс. жителей. Значит, должно быть 20-25 машин скорой. А у нас только 11. Это в лучшем случае. Пару лет назад было 13. Нам обещали увеличение подстанции, а по факту стало меньше на две бригады. Народ увольняется, скоро специалистов не останется.
Я работаю сутки через сутки в одного.
Анастасия Крутень, министр здравоохранения Пермского края:
– Если главврач на время эпидемии гриппа не заключает договор на дополнительные машины неотложной помощи, конечно, много вызовов не обслужить. Если раньше неотложка была нагрузкой и никак не финансировалась, то с 2013 г. впервые вызовы оплачиваются. Это дополнительные средства, которые приходят в медучреждения. Здесь зона ответственности главврачей. Наша задача – отследить количество машин и заставить их заключать договоры.
Пока неотложная медицинская помощь есть не во всех медучреждениях Пермского края. Придется применять административные меры. Направлять письмо в муниципалитеты, чтобы там открыли пункты неотложной помощи в каждом лечебном учреждении. Потому что силами одной скорой не справиться. К тому же нормативное количество вызовов у нее превышено намного. Неотложная помощь должна работать до двенадцати часов ночи.
И еще: в прошлом году началась серьезная работа с общественными организациями. Теперь есть возможность совместно найти пути решения проблем. Создана медицинская общественная организация, Общественный совет при министерстве здравоохранения, на котором рассматриваются вопросы стратегии развития здравоохранения края. С начала 2014 г. начал работать Общественный совет пациентских организаций. Все это, на наш взгляд, поможет изменить ситуацию, чтобы люди получали качественную медицинскую помощь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть