Вакцину поставили почти 27% населения региона. В аптечных сетях систематически проверяли наличие противовирусных препаратов. Врачи на всякий случай выделили в больницах дополнительные койко-места, запаслись лекарствами. Все шло к тому, что невидимого врага встретят во всеоружии. Однако…
Глухие телефоны
Многие заболевшие в самый нужный момент не могли вызвать врача.
– Телефон в поликлинике либо не отвечал, либо был все время занят. Звонила два часа с 8 до 10, – делится проблемой пермячка Екатерина Ефремова. – Пришлось с температурой ползти в поликлинику, благо – она рядом. Вся взмокшая сидела в очереди. Таких, как я, тут было много.
Те, кого все-таки скосил вирус, только сейчас с удивлением узнали, что неотложка, оказывается, работает по расписанию. А скорая на простуду с соплями приезжает через раз.
– Если вызвал врача в 8.30 утра, дай бог, чтобы хоть к 17.00 он пришел. Пока его ждешь, вынужден заниматься самолечением. Даже не знаешь, те ли лекарства пьешь, – жалуется уже другой переболевший житель Перми и наш читатель Геннадий Сергеев.
К сожалению, врачи тоже болеют и уходят на больничный. Тогда оставшийся участковый пашет за двоих. В прямом смысле он обегает-облетает вызовы.
– Приходится обслуживать по 12 вызовов в день. Когда норма – четыре, – рассказывает пермский врач-терапевт Нина Нануашвили.
Писанина вместо осмотра?
Сколько бы краевой Минздрав не пел о том, что у наших врачей и медработников одна из самых высоких зарплат в Приволжском федеральном округе (39 тыс. руб. и 22 тыс. руб. соответственно, правда, это не за одну ставку), медучреждения до сих пор «полуголодные». По некоторым данным, больницы укомплектованы кадрами только на 65%.
В самый разгар эпидемии участковый терапевт в городской поликлинике № 3 остался без помощи медсестры. «Правая рука» рассчиталась. Работы уйма, а денег нет. Весь объем рукописной работы лег на участкового. Естественно, это обернулось для пациентов местным коллапсом. И без того длинная очередь к белым дверям врача растянулась еще больше вдоль коридора.
Но даже если штат укомплектован, попасть на прием в свое время – за гранью реальности.
– Я всегда прихожу раньше назначенного времени, потому что знаю: в очереди все равно придется просидеть час-полтора, пока тебя примет врач. Всегда удивляюсь, как на одно время могут быть записаны по два-три человека. Кто-то приходит через электронную очередь, кому-то сам врач назначает, – говорит пенсионерка Надежда Анисимова.
По словам Татьяны ИСТОМИНОЙ, директора «Центра обработки данных», идеала, конечно, не будет.
– Нельзя предугадать, сколько времени уйдет на того или иного пациента. Назначенное время приблизительно, – говорит она. – У каждого врача есть свой норматив ведения приема. Из него следует объем посещений. У терапевта, к примеру, 12 минут на одного человека.
Кроме того, все эти нормативы разрабатывались еще в 70-е годы. Они давно устарели, ведь раньше не было такого количества документации, как сейчас.
Нашего читателя Генриха Филипповича как раз это больше всего и возмущает. «Врачу некогда тебя осматривать! Она все пишет-пишет, кипы бумаг заполняет», – негодовал он, позвонив нам в редакцию.
Кстати, интересный факт: в феврале-марте прошлого года Пермская гражданская палата провела комплексную тайную проверку поликлиник, расположенных в разных районах города. Наблюдатели пытались записаться на прием как к терапевтам, так и к узким специалистам.
Запись осуществлялась тремя способами: с помощью телефона, портала k-vrachu.ru и по старинке – через регистратуру. Удачными оказались лишь 49 из 96 контрольных попыток. Причем количество неудачной записи по телефону с первого раза составило 42%, а через портал – 32%.
Фельдшеры в помощь
Для жителей края проблема попасть к врачу умножается в десятки раз. Два года назад Пермьстат опубликовал данные о количестве больниц, поликлиник и врачей. Наглядная иллюстрация того, как за 11 лет в Пермском крае уменьшилось количество учреждений здравоохранения, врачей и медперсонала.
Перестали работать 102 больницы, 96 поликлиник и 312 фельдшерско-акушерских пунктов. Но справедливости ради нужно сказать: в 2013 г. открылись 23 новых объекта (в том числе 18 ФАП и 2 сельские врачебные амбулатории). Однако в регионе еще есть районы, где почти не осталось терапевтов. А вместо врачей «амбразуры» закрывают фельдшеры.
Вот и получается, как в том анекдоте: мало записаться на прием к врачу – надо до него еще дожить.
Комментарии
Евгений Козьминых, юрист, врач, к.м.н., директор Пермского медицинского правозащитного центра:
– У каждого из нас есть полис ОМС. Если медпомощь оказали не вовремя или неправильно, то страховая медорганизация в праве наказать лечебное учреждение. Желающие подать жалобу или иск должны в первую очередь обратиться в свою страховую компанию. В полисе указано название, ее адрес и телефон. Страховая компания проводит независимую экспертизу качества медпомощи, т.е. нанимает эксперта. Он пишет заключение: что медицинский работник сделал неправильно, формулирует причину, по которой человек пострадал. Получив заключение страховой компании, можно обращаться в суд.
Конечно, можно сразу идти в суд и писать исковое заявление. Но это стоит денег. Нужно, чтобы оно было написано по правилам, предусмотренным законодательством. Выступать в суде придется не просто от своего лица, а с помощью профессиональных юристов. Стоимость ведения дела – около 40 тыс. руб. Чтобы не нести лишних расходов, мы рекомендуем сначала обращаться в страховую компанию. Там бесплатно проводят экспертизу и пишут заключение о врачебных ошибках.
Чтобы взыскать моральный вред, все равно придется идти в суд. Но лучше туда обращаться, уже имея заключение от страховой компании, когда хотя бы ориентировочно названы ошибки. Так проще добиваться взысканий и компенсации вреда.
Еще один путь: можно написать жалобу министру здравоохранения Пермского края. В течение месяца должен прийти ответ. С ним (независимо от того, согласились с вами или нет) нужно подойти к юристу, который занимается врачебными делами, или обратиться к нам. Консультируем мы бесплатно.
Игорь, фельдшер скорой помощи, анестезиолог:
– В период ОРВИ и гриппа наши диспетчеры скорой помощи так же, как и простые пермяки, с трудом дозванивались до поликлиник. Везде проблемы с телефоном, шквал звонков. Мы просто зашивались. Люди не знают, что такое неотложка, чем она отличается от скорой помощи. Не знают ее телефон, поэтому даже при температуре 38°С звонят сразу в скорую. В период прошедшей эпидемии было до 3 тыс. вызовов в сутки. Мне порой приходилось обслуживать до 12. Хотя ДТП, инсульты, инфаркты – вот профиль скорой.
Знаете, как высчитывается количество бригад на район? Одна бригада – на 10 тыс. населения. В самом большом Свердловском районе проживает около 200 тыс. жителей. Значит, должно быть 20-25 машин скорой. А у нас только 11. Это в лучшем случае. Пару лет назад было 13. Нам обещали увеличение подстанции, а по факту стало меньше на две бригады. Народ увольняется, скоро специалистов не останется.
Я работаю сутки через сутки в одного.
Анастасия Крутень, министр здравоохранения Пермского края:
– Если главврач на время эпидемии гриппа не заключает договор на дополнительные машины неотложной помощи, конечно, много вызовов не обслужить. Если раньше неотложка была нагрузкой и никак не финансировалась, то с 2013 г. впервые вызовы оплачиваются. Это дополнительные средства, которые приходят в медучреждения. Здесь зона ответственности главврачей. Наша задача – отследить количество машин и заставить их заключать договоры.
Пока неотложная медицинская помощь есть не во всех медучреждениях Пермского края. Придется применять административные меры. Направлять письмо в муниципалитеты, чтобы там открыли пункты неотложной помощи в каждом лечебном учреждении. Потому что силами одной скорой не справиться. К тому же нормативное количество вызовов у нее превышено намного. Неотложная помощь должна работать до двенадцати часов ночи.
И еще: в прошлом году началась серьезная работа с общественными организациями. Теперь есть возможность совместно найти пути решения проблем. Создана медицинская общественная организация, Общественный совет при министерстве здравоохранения, на котором рассматриваются вопросы стратегии развития здравоохранения края. С начала 2014 г. начал работать Общественный совет пациентских организаций. Все это, на наш взгляд, поможет изменить ситуацию, чтобы люди получали качественную медицинскую помощь.