«Пилот потребовал срочного решения. На кону — жизнь пациента». С такой ситуации может начаться рабочий день для бригады санавиации. Пока мы думаем о пробках и планах на день, они решают, как добраться до того, кто оказался в беде в глухой тайге или отдалённом посёлке. Уникальное отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи Пермской краевой клинической больницы в этом году отмечает 90-летие. О самых сложных вызовах, работе в небе и случаях, которые не забываются, рассказал заведующий отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи (санавиации) Пермской краевой клинической больницы Алексей Степанов.
Не скажешь «стоп!»
Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Алексей Сергеевич, расскажите о самом трудном решении в полёте.
Алексей Степанов: Как-то поступил вызов из отдалённого посёлка: на рыбалке стало плохо мужчине с диабетом, который забыл инсулин. Его друг пешком прошёл 20 км, чтобы вызвать помощь, и вернулся обратно. Мы прилетели по координатам, но никого не нашли. Стали кружить, искать, топливо было на исходе. Пилот потребовал срочного решения. На кону с одной стороны была жизнь пациента, с другой — безопасность экипажа и медицинской бригады. Выбор непростой. Я сказал: «Садимся и продолжаем поиски». Только приземлились — из-за елей выходит мужчина в зелёном камуфляже, сливающемся с пейзажем. «Я кричу, машу вам, а вы не видите!» — говорит. У истории счастливый конец: пациента спасли. А представьте, если бы мы развернулись? Это решение стоило бы человеку жизни.
— В чём сложность оказания медпомощи в воздухе?
— Условия абсолютно иные, чем в машине. Если в автомобиле состояние пациента резко ухудшается и требуются реанимационные действия, врач может попросить водителя остановиться. Я же не могу крикнуть пилоту: «Стоп!» Мы в небе, и на борту могут быть другие экстренные больные. Если кому-то становится хуже, мы действуем здесь и сейчас, несмотря на тряску, шум и ограниченное пространство. К таким условиям мы уже привыкли.

— С какими диагнозами вы обычно сталкиваетесь?
— Чаще всего это пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями. На них приходится около 80% вызовов. В основном это острые инфаркты и инсульты. Причём речь не только о пожилых людях.
— Среди пациентов санавиации дети…
— С этого года началась эвакуация новорождённых в возрасте до 28 дней силами реанимационно-консультативной неонатологической бригады санитарной авиации ПККБ. Детям от месяца до 18 лет экстренную помощь оказывают и наши коллеги из Краевой детской больницы. С начала года бригады обоих учреждений эвакуировали 19 ребят, из них 12 — малыши до года. Причины разные: травмы, острая хирургическая патология и пр.
Авто или вертолёт?
— Опишите идеальный сценарий вылета: от вызова до передачи пациента в стационар.
— Начну с того, что идеальных и одинаковых вызовов не бывает — каждый уникален. Но представим классическую ситуацию: пациента с острым коронарным синдромом, иными словами, инфарктом, необходимо эвакуировать из Чернушинской районной больницы в Региональный сосудистый центр (в Перми). Местные врачи составляют протокол (указывают данные пациента, анамнез, диагноз и т. д.) и отправляют заявку через единую медицинскую информационную систему. Это сообщение в режиме онлайн видит диспетчер нашего отделения. Мы связываемся с коллегами в территории, чтобы уточнить, в каком состоянии пациент. Если эвакуация возможна, определяем способ транспортировки — реанимобилем или вертолётом. Повторюсь, решающий фактор — состояние человека.
— Сколько человек в медицинской бригаде?
— Обычно двое: анестезиолог- реаниматолог и фельдшер (либо медсестра-анестезист). Нередко к нам присоединяются другие специалисты: акушеры-гинекологи, хирурги, неонатологи, нейрохирурги и т.д. Решение о привлечении коллег принимается в зависимости от патологии. Экипаж же вертолёта всегда состоит из трёх человек: командира, второго пилота и бортмеханика.

На фото — вертолёт с недавно размещёнными на борту львами, которые символизируют Краевую клиническую больницу. Фото: Из личного архивa
— Ваша работа ограничивается только эвакуацией?
— Нет. Наше отделение недаром называется консультативным. Очень часто к нашим специалистам обращаются коллеги из территорий, чтобы посоветоваться. Если пациент в состоянии, не позволяющем его эвакуировать, то на место для консультации или выполнения экстренной операции выезжают наши врачи.
— На каком вертолёте летаете?
— В последние годы — на Ми-8. В истории нашего отделения были времена, когда летали на самолётах По-2, Як-12, затем были Ми-1 и Ми-2. Отмечу, что в этом году в Пермский край прибыл новый вертолёт Ми-8. Я считаю, что это самая лучшая и безопасная машина в мире по многим параметрам — дальности полётов, скорости, грузоподъёмности, надёжности и т. д. Внутри вертолёт оснащён современным медицинским модулем. По сути, это летающая скорая, на борту которой есть всё необходимое для оказания реанимационной помощи пациентам оборудование.
— Вылеты бывают каждый день?
— По-разному. Иногда в день может быть несколько вызовов. Тогда вылет тщательно планируется, чтобы в течение одного санитарного задания облететь разные районы и эвакуировать несколько пациентов. На борту в штатном порядке можно разместить до шести. А бывает, что вертолёт стоит на приколе из-за отсутствия лётной погоды. К примеру, в ноябре-декабре прошлого года у нас практически не было вылетов из-за мокрого снега и угрозы обледенения.
Внутри вертолёт оснащён современным медицинским модулем. По сути, это летающая скорая, на борту которой есть всё необходимое для оказания реанимационной помощи пациентам оборудование.
— А есть возможность, например, передавать кардиограмму прямо из кабины или проводить телемост?
— В этом нет необходимости. Все наши врачи — высокопрофессиональные специалисты, обладающие необходимой квалификацией для оказания экстренной медицинской помощи.
«Никогда не откажусь»
— Как профессия влияет на вашу личную жизнь? Как близкие к ней относятся?
— Они уже привыкли. Дети редко видят меня дома, я почти всегда на посту, совмещаю выезды с руководством отделением. Телефон не смолкает ни днём, ни ночью. Но я люблю свою работу.
— Быть врачом санавиации было вашей мечтой?
— Нет, всё вышло случайно. В 2012 г. я проходил ординатуру по специальности «анестезиология-реаниматология», работал на скорой. В то время мне предложили присмотреться к санавиации. Многие коллеги боялись летать, а я — нет. Отказываться не стал, хоть в тот момент работал не только на станции скорой медпомощи, но и в Территориальном центре медицины катастроф. В санавиации мне очень понравилось, я тружусь здесь по сей день и никогда не откажусь от вылетов.

— Много ли стресса на работе? Как с ним справляетесь?
— Стресс, безусловно, есть. Мы несём колоссальную ответственность за каждую жизнь. Состояние пациента может стать критическим в любую секунду — нельзя расслабляться. Как борюсь со стрессом? Езжу в отпуск, хожу в театры (больше всего люблю «У Моста»), на концерты, обожаю баню. Читаю Стивена Кинга, но чаще, конечно, в руках медицинская литература, ведь профессия врача подразумевает постоянную работу над собой.
— Скольким пациентам вы помогли за годы работы?
— Я никогда специально не считал. Но если обратиться к информационной системе, за последние 7 лет моя бригада помогла почти 400 пациентам.
— Что бы вы посоветовали молодым специалистам?
— Не бояться пробовать новое и не бояться летать. Я очень горжусь одним из наших молодых сотрудников, который недавно устроился к нам медбратом. В этом году он поступил в ПГМУ, чтобы стать анестезиологом-реаниматологом в отделении санавиации. Глаза горят, видно, что ему всё интересно и есть желание работать, узнавать что-то новое. Я смотрю на него и вижу себя в молодости.
Состояние пациента может стать критическим в любую секунду — врачу нельзя расслабляться.
— Какой вызов запомнился больше всего?
— Никогда не забуду, как несколько лет назад мы летали в заповедник «Вишерский» на Ми-2. В горах находилась женщина-гид с признаками «острого живота» (точный диагноз был неизвестен). С гор её спускали уже сутки. Мы с фельдшером немедленно вылетели по переданным координатам. У Ми-2 небольшая дальность полёта, пришлось садиться для дозаправки в Березниках. А на месте оказалось, что вертолёту негде приземлиться из-за пологой местности. Пилот опустился так низко, как только смог, и скомандовал: «Прыгайте!» Пришлось десантироваться с высоты около полуметра. Вокруг — неописуемая красота: река, лес, горы. Заходим в сторожку, где находится пациентка, а с потолка свисают и клацают зубами с полдюжины летучих мышей. За окном лоси бегают... Словом, обстановка нетипичная. Мы стабилизировали женщину, перенесли в вертолёт и успешно эвакуировали в больницу.
КСТАТИ
В 2025 году врачи санавиации совершили 151 вылет, оказав помощь 319 жителям Прикамья. Из них эвакуировали в стационар 302 человека, в том числе 19 детей. 96% пациентов госпитализировали в первые же сутки — это очень высокий показатель. Всего с начала года отделение санавиации ПККБ выполнило более 1300 вызовов с использованием как воздушного, так и наземного транспорта.
Вместо чекапов – поликлиника? Главные ошибки, угрожающие здоровью молодёжи
В тандеме с врачом. Какую помощь можно получить в Центрах здоровья
Не навреди. Врачи назвали факторы риска развития хронических болезней
Медик в погонах. Кто лечит сотрудников полиции?
Нуждаются в защите. Учителя и врачи получат бесплатную юридическую помощь