Мы попытались найти корни проблемы и понять, есть ли шанс изменить ситуацию.
Вижу, не вижу
Врач-терапевт Анна Р. просит не называть свою фамилию, так как опасается реакции руководства поликлиники. Она говорит, что ежедневно ей приходится объяснять, почему она не может выписать рецепт.
– Люди нервничают, порой срывают на мне раздражение, - рассказывает Анна. - Лекарства мы заказываем через систему «Промед». База данных есть у нас в компьютерах. Только что я не смогла выписать рецепт на «Индапамид». Препарата нет в аптеке. Да как же нет? Точно знаю, что он там есть. Почему тогда информация не поступила в базу? Не знаю. Обойти систему невозможно, поэтому пришлось распечатать рецепт на другой, близкий по действию препарат. В данном случае это возможно. Но заболевания бывают разные, и не всегда так можно поступить.
По словам Светланы АРИСТОВОЙ, члена Общественного совета при краевом минздраве, подобные истории происходят сплошь и рядом. Врач либо не выписывает рецепт, ссылаясь на то, что не видит препарат в аптечной сети, либо объясняет, что лекарство не закупили, либо показывает, что компьютер завис. Объяснений много - результат один.
– Больному человеку, инвалиду, сложно объяснить, что лекарство, которое ему нужно для продолжения жизни, ему не дадут, - говорит Светлана Аристова. - Я сама - астматик. Мой случай, наверное, типичный. После Нового года я обратилась за выпиской рецепта на препарат «Сембикорд». Врач мне отказала, объяснив, что в аптеке препарата нет. Хотя до визита к доктору я там была и лекарство видела собственными глазами. Более того, попросила оставить мне две упаковки из трёх, которые были в наличии. В порядке эксперимента пришлось впервые в жизни воспользоваться служебным положением, сказав, что я - член Общественного совета при минздраве. Терапевт созвонилась с главврачом, и рецепт я сразу получила.
Моя любимая аптека
Проблема с доступностью лекарств для льготников стоит настолько остро, что её обсудили общественники-активисты. Представители ведомства сразу же сказали, что «Сембикорд», который так нужен Светлане Аристовой, в крае есть. Так в чём же тогда дело? Давайте разберёмся.
Начнём с того, что информация о наличии того или иного препарата появляется в базе поликлиник не сразу - порой через 5, а то и 10 дней. Доктор лекарство не видит и рецепт выписать не может. То есть две базы данных - аптечная и больничная - почему-то друг друга не видят.
– Действия аптек и поликлиник плохо согласованы, - считает Янина КАЛИНА, зам. министра здравоохранения Пермского края. - Конечно, роль играет и человеческий фактор. Есть лечебные учреждения, которые хорошо сотрудничают с аптеками. А есть и такие, кто не может даже туда позвонить, чтобы узнать о наличии препарата. Заявки формирует доктор со своего рабочего места. Данные собирает главврач, приезжает к нам, чтобы обосновать их лично. Мы сводим информацию в общую, смотрим, какие лекарства уходят со склада, а какие - нет, и закупаем препараты на год. Далее очень много зависит от поликлиники.
Много, но не всё. С программным обеспечением, например, врачи ничего сделать не смогут. Чтобы решить проблему, минздрав предлагает ввести специальную функцию - «Моя любимая аптека». Пациент сможет выбрать, где ему удобнее получать лекарство. И препарат для него будут заказывать на месяц вперёд. Врачам, в свою очередь, рекомендуют воспользоваться всеми возможностями электронной регистратуры. Она позволяет записывать льготников на приём на год вперёд. Например, на каждый вторник месяца. Тогда и у аптеки будет возможность заказывать препарат к этой дате. Неужели доктора об этом не знают? Знают, конечно. Однако боятся проверок, по результатам которых их могут обвинить в отсутствии доступности медобслуживания для всех пациентов.
С доставкой на дом
Минздрав предложил врачам направлять льготников в дневные стационары и стационары на дому. В последнем случае человеку принесут лекарство на дом. Правда, этот способ нельзя использовать постоянно. Но в некоторых случаях, особенно в районах, это может стать решением проблемы. В ведомстве посетовали, что врачи не выписывают рецепт от руки. Мол, разучились. Однако доктора говорят, что дело совсем не в этом. Вся отчётность идёт в электронном виде. Как учитывать рецепт от руки?
Судя по всему, на уровне поликлиник всё кроется в страхе проверок и банальном отсутствии информации. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что лечебные учреждения составляют заявку на один препарат, а врачи потом выписывают другой. Бывает, что не могут рассчитать потребность в лекарстве. В минздраве пояснили, что в этом году запланировали выезды по округам с обучающими семинарами. Специалисты расскажут на местах, что нужно сделать, чтобы люди льготные лекарства получали.
А как быть с территориями, где аптек просто нет? В этом случае чиновники планируют организовать адресную доставку через сеть фельдшеров. И это не сказки: вопрос с доступностью обезболивающих препаратов долгие годы остро стоял в четырёх районах края. И его удалось решить.
Мнение эксперта
Елена МУСИНА, председатель Пермской региональной общественной благотворительной организации «Общество помощи инвалидам и больным муковисцидозом «МечтаЯжить»:
– Муковисцидоз входит в федеральную программу «7 нозологий». Основное лекарство - «Дорназа альфа», оно необходимо для ежедневных ингаляций. Его закупает государство, и проблем с доступностью нет. Трудности могут возникать с двумя другими препаратами, которые пациентам необходимо принимать для лечения сопутствующих болезней. Эти лекарства мы получаем по региональной льготе.
Проблема чаще всего заключается не в наличии препарата в аптеке, например, «Креона», а в программном обеспечении. Мне звонят сами больные или их родители и говорят, что врач не может выписать рецепт. Этот вопрос нам чаще всего удаётся решить, что называется, вручную. Всегда говорю, что прежде всего нужно проверить, заказал ли врач для них лекарство и есть ли оно на складе. Если препарат в наличии, то его можно получить. Порой мы с Министерством здравоохранения решаем эти вопросы адресно, и пациент всегда получает нужный препарат. Иногда врачи идут нам навстречу и выписывают рецепт от руки, хотя делают это не очень охотно. Считаю, что идея министерства «Моя любимая аптека» может частично решить проблему с доступностью лекарств. С маленькими пациентами мы неофициально так и поступаем. Ходим в определённую аптеку и забираем препараты там.
Комментарий
Дмитрий ЖЕБЕЛЕВ, председатель Общественного совета при Министерстве здравоохранения ПК:
– Каждый раз мы обсуждаем одно и то же. Проблемы отличаются незначительными деталями. Ничего серьёзно не меняется. Есть некоторые новшества, которые вводит минздрав, но это приводит только к косметическим изменениям. Считаю, что проблема куда глубже. Судя по объёмам финансирования, здоровье нации не входит в перечень приоритетов государства. Сейчас федерация обеспечивает всего 30% от потребности. Доля ВВП, которая выделяется на здравоохранение - 3,4%, а после секвестирования может снизиться до 3%. Для сравнения - бедная Коста-Рика тратит в полтора раза больше нас. ВОЗ рекомендует финансировать здравоохранение из расчёта 6% от ВВП.
Ещё проблема кроется в монетизации льгот. Вроде понятная была мера. Но в результате 75% федеральных льготников выбрали деньги, а не лекарства. Сейчас тысячи людей получают 758 руб. ежемесячно, тогда как их препараты стоят примерно 150-200 руб. или чуть больше. А на тех пациентов, которым нужны дорогостоящие лекарства, денег уже не хватает. Возможно, именно это стоит менять. Всё остальное - детали.
Кстати
И врачи, и льготники должны знать - доктор обязан выписать рецепт, даже если препарата нет в наличии. Фармацевты должны поставить его на так называемое отсроченное обслуживание.
Для препаратов с пометкой «Срочно» срок не должен превышать двух дней. Если лекарство входит в минимальный ассортимент лекарственных средств - до 5 дней, если не входит - до 10 дней.