Примерное время чтения: 5 минут
8325

Никто не выжил. Двенадцать лет назад в Перми разбился Боинг 737

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Прикамье 09/09/2020
В пермской авиакатастрофе погибли 88 человек, среди них семь детей.
В пермской авиакатастрофе погибли 88 человек, среди них семь детей. / Евгений Малышев / АиФ

В то дождливое воскресное утро жители окрестных домов увидели яркое зарево огня. Как потом признавались некоторые очевидцы, они подумали, что произошёл взрыв на АЗС, которая находилась недалеко от Транссиба. 

Но реальность оказалась куда страшнее: 14 сентября 2008 г. в пять утра при повторном заходе на посадку на железнодорожные пути рухнул Боинг 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», летевший в Пермь из Москвы. Все 88 человек, находившиеся на борту (82 пассажира и шесть членов экипажа из Архангельска), погибли. Одна из самых страшных авиакатастроф в российской истории (и крупнейшая для самолётов Боинг 737-500) унесла жизни граждан 11 государств.   

Место крушения боинга в Перми.
Место крушения боинга в Перми. Фото: Из личного архива/ Рудик Сафин

Обвинили пилотов

Сразу после трагедии поползли слухи, что самолёт могли захватить смертники, которые собирались направить его на одно из предприятий в Перми. И воздушное судно якобы пришлось сбить, чтобы не допустить теракта. В пользу версии теракта также приводили тот факт, что на борту разбившегося лайнера находился известный российский генерал-полковник и советник президента Геннадий Трошев, летевший на турнир по самбо в Краснокамске. Мол, Герою России, командовавшему федеральными войсками во время чеченских кампаний, хотели отомстить.

Однако Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и следователи версию теракта в итоге отмели. Комиссия МАК пришла к выводу, что непосредственной причиной авиакатастрофы в Перми стала потеря пространственной ориентировки экипажем: в первую очередь – командиром  Родионом Медведевым. Именно он пилотировал самолёт на заключительном этапе полёта. По официальной версии, потеря ориентировки экипажем привела к перевороту самолёта через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землёй.

Комиссия МАК отметила, что у экипажа не было базовых навыков «полёта на многодвигательных машинах», пилоты имели серьёзные пробелы в сроках и качестве подготовки, налёте часов на Боинге. А уровень их владения английским был недостаточным для управления самолётом, который имел техническую документацию и маркировку только на этом языке.

«Потеря пространственной ориентировки произошла при полёте ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги. Фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки и неспособности к её восстановлению, стал недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна, управления ресурсами (CRM) и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолёта с прямой индикацией авиагоризонтов, установленных на зарубежных и современных отечественных суднах. Данная индикация отличается от индикации, применяемой на типах самолётов, освоенных членами экипажа ранее (Ту-134, Ан-2)», – говорилось в заключении комиссии МАК.

Также в её отчёте указали, что в организме командира судна обнаружили этиловый алкоголь.

Место крушения боинга в Перми
Место крушения боинга в Перми Фото: Из личного архива/ Рудик Сафин

Молятся ежедневно

В итоге уголовное дело, которое возбудили после крушения Боинга в Перми, прекратили в связи с гибелью подозреваемого. Впрочем, его потом несколько раз открывали снова. Сначала – по просьбе вдовы Родиона Медведева, которая добивалась его реабилитации. Затем – по обращениям родных погибших, которые считали, что неверно сваливать всю вину на одного пилота. Но всякий раз дело закрывали.

Кто-то из родственников погибших до сих пор считает, что самолёт сбили. Другие уверены, что к трагедии привёл целый комплекс причин – от неправильной организации режима труда и отдыха пилотов до эксплуатации самолёта в плохом техническом состоянии. До трагедии Боинг почти 16 лет эксплуатировался китайскими авиакомпаниями. За несколько месяцев до крушения авиакомпания «Аэрофлот-Норд» взяла его в лизинг, застраховав на огромную сумму. При этом предельный срок эксплуатации для таких лайнеров у него уже подходил к концу: он подлежал списанию той же осенью 2008 г. Никого из должностных лиц авиакомпании к ответственности не привлекли: следователи не установили их вину в авиакатастрофе.

…Ранним утром 14 сентября близкие погибших снова соберутся на месте крушения, где установлен мемориал из шести гранитных стел с портретами всех, для кого тот рейс стал последним. В пять часов утра здесь пройдёт панихида. А в девять часов начнётся литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», построенном в мкр. Крохалева в память о жертвах авиакатастрофы.

«О погибших у нас ежедневно молятся на каждом богослужении», – говорит настоятель храма Илия (Володин).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах