Телефонные мошенники активизировались накануне Нового года и вынуждают людей совершать поджоги зданий, сообщает Сбербанк.
За последние недели в России случилась серия поджогов социальных объектов, административных зданий и офисов банков. Все они случились по вине телефонных мошенников, которые звонили людям и обещали вернуть похищенные деньги при условии выполнения противозаконных действий. По данным банка, в стране на 30% увеличилось количество таких происшествий. Все действия люди совершали под воздействием методов социальной инженерии, уточняют в финансовой организации.
Как уточняют в банке, этот вид мошенничества злоумышленники стали применять в начале 2023 года. Преступники звонят жертвам, у которых в своё время были похищены средства и предлагают их вернуть при выполнении условий, но все они противоправные. К примеру, мошенники просят совершить нападение на офис банка.
«Либо объясняют, что такими действиями люди якобы окажут содействие в поимке мошенников. Также поступают предложения устроить поджог за вознаграждение», – рассказывают в банке.
При этом мошенники просят снимать незаконные действия на видео. Деньги они не возвращают, а только пользуются уязвимостью жителей, потерявших средства. Люди, которые поддались на уловки злоумышленников, сами оказываются преступниками: их действия квалифицируют как террористический акт, и они могут получить серьёзное наказание – до 15 лет лишения свободы. Самые часты жертвы мошенников – молодые люди и пенсионеры.
«Мы понимаем, что люди совершают такие действия под сильнейшим психологическим давлением манипуляторов, которые, как правило, находятся на территории Украины и звонят из мошеннических кол-центров. Злоумышленники фактически зомбируют людей, причём в преддверии новогодних праздников. Это действительно трагедия: наши граждане идут на преступление, ломают себе жизнь и создают опасность для окружающих», – комментирует ситуацию заместитель председателя правления Сбербанка: Станислав Кузнецов.
Банк призывает жителей быть бдительными и не вступать в разговоры с телефонными мошенниками. Ни в коем случае не стоит предоставлять им персональные данные и другую информацию, которую они могут использовать в преступных целях. Стоит поговорить с близкими и рассказать им о риске стать жертвами злоумышленников.
«Обязательно обращайтесь в отделы полиции, звоните на горячие линии поддержки кредитных организаций, сообщайте родственникам о происходящем. Не стесняйтесь просить о помощи», – призывает Станислав Кузнецов.
В банке уточняют, что предприняли максимальные меры по усилению безопасности в офисах. Клиенты также могут усилить защиту, активировав в мобильном приложении банка определитель мошеннических звонков – это можно сделать, перейдя в раздел «Безопасность». Поможет также подключение антивируса.