На носу долгий холодный период. Краевая столица уже успела столкнуться с первыми вызовами погоды – гололёдом, снегопадом и оттепелью. Как справился город с последствиями стихии? Готовы ли коммунальные службы к предстоящей зиме? Всего ли достаточно для того, чтобы на дорогах было безопасно и комфортно?
Эти и другие вопросы обсудили депутаты Пермской городской думы на пленарном заседании на прошлой неделе. Помимо дорожной и транспортной сферы во главу угла встала ещё одна важная тема – принятие бюджета краевой столицы.
Строят-чинят
Пленарное заседание начали с обсуждения дорожных вопросов. Замглавы Перми Дмитрий Галиханов рассказал об итогах дорожного ремонта и строительства. В этом году в городе обновили запланированные 12 объектов и приступили к объектам 2025 г. Год был богат на большие дорожные стройки, которые курирует краевое правительство, однако после полной сдачи объекты перейдут на баланс городских властей. Так случится, к примеру, с ул. Строителей и трассой ТР-53.
Депутат Николай Булатов поинтересовался планами на предстоящий год.
«В этом году сделали ремонт мостового перехода через р. Данилиху. Планируются ли аналогичные работы по нацпроекту на других объектах?» – спросил он.
Дмитрий Галиханов пояснил, что в планах – ремонт моста через р. Егошиху, где уже сделали часть работ. В 2025 г. займутся ремонтом Решетниковского спуска и путепровода на ул. Блочной.
Депутат Тимофей Чащихин спросил, как долго продлится ремонт трамвайных путей на ул. Мира. Замглавы пояснил, что работы ведутся по установленным срокам. До конца этого года подрядчик уложит рельсы и рельсошпальные решётки с плитами. Сдать объект должны в 2025 г.
Депутат Алексей Овчинников затронул технологию ремонта дорог, обратив внимание, что жителей тревожит то, что порой асфальт укладывают в дождь и снег.
– Какие современные технологии и материалы используются при ремонте дорог и допустима ли укладка асфальта в минусовые температуры? – спросил депутат.
– Есть ГОСТ, нормативы. При укладке в минусовую температуру делаются контрольные срезы. Надеюсь, что дорожный факультет Политеха предложит нам новые разработки, которые мы сможем применить при ремонте дорог, – ответил Галиханов.
Депутат Арсен Болквадзе задал вопрос о конкретных объектах в его округе.
«Улицы Маршала Рыбалко и Воронежская уже давно нуждаются в ремонте. Когда там планируют заменить верхний слой асфальта?» – спросил депутат.
Замглавы пояснил, что регулярная проверка дорожных служб показывает, какие объекты внесут в перечень тех, что обновят в ближайшее время. Арсен Болквадзе попросил держать депутатов в курсе и пригласить на проведение такой проверки, чтобы у них была оперативная информация о состоянии дорог.
Председатель гордумы Дмитрий Малютин попросил обратить внимание на безопасность пешеходных переходов в городе. Он пояснил: порой времени зелёного сигнала недостаточно для того, чтобы пересечь проезжую часть спокойно. Он также призвал чиновников жёстче реагировать на злостных неплательщиков за парковку, которые продолжают закрывать номера на автомобилях.
Крепче за баранку
Транспортная отрасль Перми пережила не одно преобразование. Как результат – новые автобусы, разнообразие вариантов оплаты. Остаются и сложности, с которыми предстоит справиться.
Одна из проблем – нехватка водителей общественного транспорта. Депутаты обсудили, как можно поддержать сотрудников и привлечь новые кадры в профессию. Одно из решений – проведение конкурсов профмастерства «Лучший водитель автобуса» и «Качество и безопасность регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах города Перми». Победители получат финансовую поддержку, причём существенную.
«Состязание “Лучший водитель автобуса” будет включать в себя теоретическую и практическую части. Второй конкурс нацелен на комплексную оценку качества и безопасности перевозок. Будет оцениваться отсутствие нарушений ПДД, соблюдение расписания и маршрута, – пояснил зампредседателя гордумы Максим Спиридонов. – Первый конкурс предполагает определение трёх призовых мест с наградами в 150, 100 и 50 тыс. руб. соответственно. По итогам второго будет составлен рейтинг ТОП-100 водителей на муниципальных маршрутах, победители получат 100 тыс. руб. Для проведения состязания для водителей в бюджете предусмотрели около 13 млн руб.».
Техники – вдоволь
К снегоуборочным работам городские власти, по словам Галиханова, готовы на 100 %. Бороться с последствиями снегопадов в этом году будут 345 единиц техники. Это почти на 100 больше, чем в прошлом году.
Предусмотрели и форсмажоры – для оперативного вывоза снега с улиц в период сильных снегопадов подрядчики будут использовать дополнительную технику. Со снегом разобрались. А что со скользкими улицами?
– На каких улицах у нас используется «Бионорд» во время гололедицы? – спросил депутат Булатов.
– На так называемом гостевом маршруте – в центре города, на шоссе Космонавтов и ул. Малкова, Энгельса, Локомотивной, – рассказал Дмитрий Галиханов.
Депутат Даниил Морозов обратил внимание на то, что в этом году изменилась ситуация с числом подрядчиков, ответственных за уборку улиц зимой, – их стало почти вдвое меньше.
– Не скажется ли это на качестве уборки улично-дорожной сети? – спросил Морозов.
– Нет, напротив. У нас появились крупные подрядные организации с хорошим парком спецтехники, которая удовлетворяет всем потребностям, – ответил Галиханов.
Сразу несколько депутатов сконцентрировались на качестве уборки снега в парковочных карманах. По словам Алексея Овчинникова, пермяков не устраивает то, как проводятся работы.
«Понятно, что за устройство объекта отвечает одно ведомство, за содержание – другое. Но людей-то это не должно волновать», – объяснил он.
Дмитрий Галиханов рассказал, что для уборки плоскостных и перехватывающих парковок заключили контракт с отдельным подрядчиком – он будет заниматься только этими объектами.
Обратили внимание и на то, что следует жёстче контролировать подрядчиков в этом году. Замглавы подтвердил, что каждую неделю для этого собирается штаб по благоустройству.
Депутат Константин Бусовиков поинтересовался, хватает ли финансирования и техники.
– Каждый год мы слышим, что всего достаточно, но каждый год сталкиваемся с проблемами с уборкой снега, – пояснил он.
– Финансирование увеличили в два раза, обеспеченность техникой тоже выросла вдвое, – ответил замглавы.
По словам депутата Владимира Плотникова, пока погода не ставила сложных задач перед городскими службами и подрядчиками:
2Администрации заверила, что к зимнему периоду всё готово, и подрядчики с 15 ноября вышли в зимний режим. Техники достаточно, деньги увеличили в два раза. Но реальных снегопадов ещё не было, поэтому мы не можем сейчас дать оценку реальной картины, которая происходит с новыми подрядами. Поэтому мы с депутатами будем ездить и смотреть. ТОСы активно подключились и выполняют роль неофициальных общественных контролёров».
Депутат Булатов также обратил внимание на важность общественного мнения и участия жителей в снегоуборочном вопросе.
«Увеличение количества техники и объёма работ стало возможным благодаря выделению на сферу дорожного хозяйства дополнительных средств в бюджете. Только первый серьёзный снегопад реально покажет, насколько все эти мероприятия эффективны. И мы вместе с жителями будем контролировать качество уборки», – сказал он.
Дмитрий Малютин резюмировал обсуждение содержания дорог, подчеркнув, что у Перми есть свои особенности.
«Мы увидели большие сдвиги в дорожном строительстве. Хочется обратить внимание на то, что протяжённость дорог в краевой столице значительная – больше, чем расстояние от Перми до Москвы. Многое упирается в финансовые ресурсы, и в этом плане наш город не обделён, за что мы благодарны в том числе краевым и федеральным коллегам, – сказал председатель гордумы. – Впереди нас ждёт длинный снежный период. Надеюсь, что в этом сезоне ситуация будет лучше, чем в прошлом году. Хочется надеяться, что во время борьбы со снегопадом техника не повредит объекты благоустройства, установленные летом. Зима ещё не началась, поэтому есть люфт времени для того, чтобы хорошо подготовиться и показать горожанам отличный результат».
На языке финансов
Принятие бюджета на ближайшие три года – важный момент. Планируется, что в 2025 г. его доходы составят более 57 млрд руб., а в 2026 г. – более 60 млрд руб.
В бюджет развития на 2025 г. заложили более 14 млрд руб. Деньги пойдут на строительство и ремонт школ и спортивных объектов, завершение строительства муниципального дома на ул. Нейвинской, переселение из аварийного жилья, строительство новых водопроводных сетей, продолжение реконструкции набережной Камы. В краевой столице также продолжат приводить в порядок парки и скверы. Облик Перми в целом будет преображаться. К примеру, предстоит большая работа по капитальному ремонту фасадов домов.
Первый зампредседателя гордумы Наталья Мельник обратила внимание на особенности бюджета.
«Бюджет сбалансирован и реалистичен, он нацелен на выполнение социальных обязательств и позволяет заниматься развитием отраслей городского хозяйства. Он остаётся социально ориентированным. Доля расходов социального характера составляет более 50 %», – рассказала она.
В Перми продолжат воплощать в жизнь национальные проекты, ключевым инструментом работы станут муниципальные программы.
«Проект бюджета я рассматриваю как реалистичный, сбалансированный документ. Он позволяет нам выполнять все обязательства, развивать отрасли городского хозяйства, – уточнила Наталья Мельник. – Появились новые источники дохода. К примеру, туристический налог. Будем смотреть, как он будет работать на практике. Традиционно приоритетными направлениями для нас остаются создание комфортной городской среды, обновление социальной и дорожной инфраструктуры, благоустройство, расселение ветхого и аварийного жилья, развитие транспортной отрасли».
Корректировки в бюджет будут вносить и в декабре. Окончательно главный финансовый документ города примут на финальном пленарном заседании этого года – во втором чтении.
«Идём в ногу с федеральными и краевыми властями, обеспечиваем финансовую основу для выполнения социальных обязательств и развития города. Мы должны очень аккуратно и ответственно поработать с проектом ко второму чтению, правильно расставить приоритеты, направленные на повышение качества жизни пермяков, на исполнение наказов наших избирателей. Последние годы показали, что Пермь умеет добиваться поставленных целей даже в неблагоприятной макроэкономической ситуации. Уверен, что в очередной раз докажем это результатами», – заявил Дмитрий Малютин.