Наступивший в краевой столице дождливый период вновь вызвал вопросы по поводу состояния ливневой канализации. Конечно, это не единственная насущная тема. Ещё одна, к примеру, – как улучшить в городе ситуацию с обращением с ТКО и ликвидацией свалок.
О том, что нужно изменить в Перми, чтобы навести порядок в этих и других сферах, депутаты Пермской городской думы говорили на прошлой неделе на пленарном заседании.
Укротить потоки
По словам замглавы администрации Перми Игоря Субботина, состояние ливневой канализации в городе оставляет желать лучшего. Проблем немало, однако их пытаются решить. Главные минусы существующей системы – то, что ливнёвка в городе есть не во всех местах, а все стоки поверхностных вод не очищаются. Помимо этого часть сетей бесхозная.
По мнению Субботина, сейчас упор делают на решение текущих проблем, в то время как финансирование необходимо и на развитие системы канализации. Однако сумма, которая нужна для основательного устранения недочётов и создания эффективной ливнёвки во всём городе, большая: 116 млрд руб.
«Это в два раза больше, чем нужно на возведение третьего моста через Каму. Может быть, стоит задумываться о том, чтобы решать вопрос заранее, закладывать средства на ливневую канализацию ещё при строительстве дорог, на этапе проектирования? А пока решать проблемы точечно. Думаю, что начинать большой дорогостоящий проект преждевременно», – считает депутат Арсен Болквадзе.
По программе «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми» предусмотрено устройство ливневой канализации при строительстве дороги по ул. Агатовой, дороги от ул. Уральской до ул. Степана Разина (вдоль дома № 110 по ул. Уральской), дороги по ул. Монастырской на участке от площади Трёх столетий до Мотовилихинских заводов, а также в рамках реконструкции ул. Карпинского от ул. Архитектора Свиязева до ул. Космонавта Леонова и автомобильной дороги ул. Пермской – от ул. Плеханова до ул. Попова.
Кроме того, планируется установить тариф на водоотведение поверхностных сточных вод. Это позволит расширить возможности по содержанию сетей, а также финансировать затраты на реконструкцию и строительство новых объектов системы ливневой канализации за счет инвестиционной надбавки к тарифу.
Депутат Владимир Манин обратил внимание на регулярно затапливаемые ул. 1905 года и соседние улицы.
«Это низкая улица, проблема тянется уже много лет. Вода на дороге во время дождя там стоит на уровне 20-25 см. Бедные жители, которые идут там. Нужно понять, когда можно надеяться на включение улицы в программу создания ливнёвок. Проблемы также есть на улицах Лифанова, Свердлова, Восстания. Стоит обратить внимание на ул. Соликамскую, куда постоянно стекают потоки грязи», – рассказал Владимир Манин.
Депутат Владимир Молоковских предложил посмотреть на опыт Белоруссии, где дороги делают с кюветом или приподнятыми – чтобы вода стекала с проезжей части.
«Так дорога сама освобождается от воды, – уточнил он. – Ещё хороший вариант – создание подземного коллектора в низинах».
Отдельно остановились на вопросе утилизации ТКО. Несмотря на то, что в городе появляется всё больше оборудованных контейнерных площадок (3422 возле многоквартирных домов и 243 на территории частной застройки), проблема с хаотично образующимися кучами мусора никак не сходит на нет. По мнению Игоря Субботина, сказывается отсутствие культуры горожан. Власти пытаются бороться с ситуацией. К примеру, на местах, где люди складируют мусор, стали высаживать деревья. Это отбило охоту выбрасывать пакеты в неположенном месте.
Зампредседателя гордумы Максим Спиридонов обратил внимание на то, что одна из острых проблем, которую предстоит решить, – складирование автомобильных покрышек на контейнерных площадках. Представители думы проанализировали ситуацию и обратились к опыту других городов. В столицах других регионов для решения проблемы сотрудничают с предприятиями, автозаправками и шиномонтажными сервисами, куда жители могут сдавать покрышки на переработку.
В Перми тоже есть подобная услуга – пермяки могут приносить покрышки в несколько пунктов. Однако пока горожане не очень активно пользуются возможностью. По словам депутатов, надо активнее рассказывать жителям об этой возможности.
Максим Спиридонов также предложил вариант решения проблемы с несанкционированными свалками.
«Можно подумать о возможности привлечения МБУ «Полигон» к содержанию мест накопления отходов в части вывоза отходов, не относящихся к ТКО. Это может привести к сокращению издержек», – считает он.
Председатель Пермской гордумы Дмитрий Малютин, подводя итог обсуждения, заметил, что Игорю Субботину досталось «беспокойное хозяйство».
«Обе темы, которые мы подняли, архиважны для города. Они касаются создания в городе комфортной среды, а сегодня это самая востребованная история для горожан. Есть понимание, сколько задач предстоит выполнить. А вот по форматам решения возникли вопросы, их много. У нас после дождя половина города залита, в том числе центр. Компрос невозможно перейти! Поэтому важно поднимать этот вопрос, – сказал Дмитрий Малютин. – В прошлом году администрация города разработала схему ливневой канализации. 116 млрд руб. необходимо, чтобы сделать её такой, какой она должна быть. Это больше двух городских бюджетов. В условиях ограниченных средств особое внимание надо уделять содержанию существующих сетей. С этим тоже есть проблемы. За последние 7 лет в Перми доля автомобильных дорог, имеющих исправную ливневую канализацию, не превышала 6%. Наблюдается снижение числа работ по прочистке сетей. При реконструкции дорог и тротуаров надо не забывать об исправности ливнёвок. Предлагаю администрации усилить контроль за нормативным состоянием сетей».
Дорогу электромобилям
Ещё один важный момент на прошедшей пленарке – поддержка решения о предоставлении льгот для владельцев электромобилей. Уже с 1 сентября они смогут оставлять свои средства передвижения на платной парковке для такого вида транспортных средств на два часа, не платя деньги. Чтобы пользоваться льготой, нужно внести машину в специальный реестр.
По мнению депутатов, такой шаг поможет понять, насколько востребована бесплатная парковка для электрокаров и стоит ли делать ставку на этот вид транспорта для решения вопросов, связанных с экологической ситуацией в городе.