Как восстанавливать леса в труднодоступных местах? В попытке ответить на этот вопрос школьники из Перми создали систему по высадке деревьев в автономных капсулах с использованием беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Они запатентовали разработку.
Подробнее об их изобретении сайту perm.aif.ru рассказал наставник команды юных изобретателей, руководитель «Аэроквантума» детского технопарка «Кванториум Фотоника» Ильдар Кадыров.
Самое главное – идея
Татьяна Титова, «АиФ-Прикамье»: Ильдар Марсович, как пришла идея изобретения?
Ильдар Кадыров: Ребята пришли обучаться на курс «Авиамоделирование». По истечению учебного года у нас зародилась идея погрузить их в проектную деятельность. Скажем, это был эксперимент. С одной стороны, детям быстро надоедают одни и те же задачи, а это был способ их разнообразить. С другой стороны, эта серьёзная работа, которая должна была пополнить их портфолио. Так всё и началось: я объявил, что занятия будут проходить в новом формате, ребята согласились, начался процесс генерации идеи. Шёл этот процесс около полутора месяцев, пока один из парней не предложил проект по высадке деревьев. Эту идею мы взяли за основу и начали развивать. Идея – самое основное и важное, без неё движения дальше не будет.
– Почему решили остановиться именно на проекте, связанном с высадкой деревьев?
– Каждое лето у нас гектарами горят леса, выгорают большие площади и, соответственно, нужно производить засев новыми деревьями для того, чтобы лесной фонд не сокращался. Потому что лес – это лёгкие планеты, это кислород, которым мы дышим.
Суть проекта
– С идеей определились. Что было дальше?
– Первое, что мы сделали – это разработали капсулу-парник, при помощи которой мы сможем производить засев пустых площадей будущими деревьями. Затем встал вопрос создания системы, которая будет крепиться к тому или иному БПЛА. Самым эффективным для нас показался беспилотник самолётного типа, так как он может преодолевать дальние расстояния (по расчётам ребят, до 50 километров). Это немаловажно, потому что ходить вглубь леса со снаряжением, оборудованием, саженцами – это очень трудоёмко.
– Что вы имеете ввиду, когда говорите «будущие деревья»: это семена или ростки?
– Если мы говорим про семена, то разбег произрастания может длиться один-два года, и тут можно не угадать. Поэтому в капсулу помещается проросший росток. Выбор ростка будет зависеть от того, какое дерево более стойко себя проявит. Нужно ещё провести испытания.
– А где гарантия того, что росток не просто упадёт, а ещё и, скажем так, вонзится в землю?
– В капсулах ребята предусмотрели ёмкость с водой. Конструкция спроектирована так, что при сбросе растение должно приземлиться строго вертикально. При «вонзании» в землю ёмкость лопнет, что способствует приживаемости деревьев.
– Расскажите подробнее: как будет происходить выброс ростков?
– Мы изготовили систему – это барабан, куда будет помещаться определённое количество посадочных контейнеров. Схема револьверная – внутрь укладываются капсулы, при помощи пульта дистанционного управления устройство приводится в движение, барабанчик внутри начинает вращаться, а капсулы в момент полёта выпадают в технологическое отверстие, некий люк. Интенсивность высадки можно будет регулировать.
Первый патент
– Летом 2024 губернатор Пермского края опубликовал пост-поздравление, сообщив, что дети получили патент на своё изобретение. Как вы пришли к мысли, что нужно оформить авторское право?
– В 2023 году команда проекта приняла участие в конкурсе «Гении Прикамья» и вошла в число его победителей. После этого Дарья Йосеф, директор филиала юридической фирмы «Городисский и Партнёры» и директор Регионального ресурсного центра «Гении Прикамья» предложила подать заявку на получение патента. Эту инициативу поддержали родители. В декабре 2023 года мы подали в Роспатент заявку на регистрацию «посадочной капсулы для высаживания растений с применением беспилотного летательного аппарата и транспортировочный модуль для высадки таких капсул», 2 июля 2024 года разработку зарегистрировали в Государственном реестре изобретений РФ. До этого мы не имели опыта получения патентов. Для меня и для ребят он первый, но, может, не последний.
– Патент – это финансовые затраты. Почему решились на это?
– Потому что дети – это наше будущее. И на пути к взрослой жизни им иногда нужно помогать. Мы преследовали несколько целей: личные цели каждого участника команды – пополнение своего портфолио, которое пригодится им в дальнейшем, при поступлении в вузы, чтобы преподаватели видели, что в них есть потенциал и могли направить в нужное русло. И глобальная цель – заявить о нашем Пермском крае на всю страну, привлечь внимание к развитию детского научно-технического творчества.
– Получение патента – достаточно серьёзный шаг. Это как-то отразилось на работе ребят?
– Ребята изменились. Они стали как-то взрослее мыслить, рассуждать, осознали важность того, что делают. Потому что, когда мы говорим о детских проектах, то не все школьники понимают значимость своей работы. А когда они видят, что взрослые их оценили и признали, то начинают более серьёзно относиться к заданиям и знаниям, которые получают. Им нужно быть услышанными и в какой-то мере – общаться с взрослыми наравне. Это очень важно для их развития.
Показывать, транслировать, тиражировать
– Какие дальнейшие планы?
– В планах – тестировать систему и начать исследовательскую работу по выбору наиболее подходящих видов деревьев. Нужно проводить испытания, но мы пока в этом ограничены (действует запрет на использование беспилотных воздушных судов на территории региона – прим. авт.). Но, надо сказать, что мы участвовали в выездных выставках, к нам подходили представители заинтересованных организаций, предприятий и заводов. Например, руководитель одного из питомников предложил провести испытания на их площадях. Мы обменялись контактами. Поэтому перспективы у этого проекта есть, и мы готовы к сотрудничеству.
– Как привлекать детей в научно-техническое творчество?
– Я думаю, тут важно отметить роль крупных предприятий. Например, ПНППК (Пермская научно-производственная приборостроительная компания – прим.авт.) оказывает поддержку нашему детскому технопарку «Кванториум Фотоника». Это даёт возможность обучения детей на современном оборудовании, в красивом творческом пространстве технопарка. Были случаи, когда компания выступала спонсором при получении патентов. То есть люди заинтересованы в кадрах для будущего. Крупные предприятия могут брать под крыло школы, где есть технологические кружки, к примеру. Важно показывать, где ребята могут реализовать себя в Пермском крае, чтобы они не уезжали в другие регионы.
Крупные предприятия могут брать под крыло школы, где есть технологические кружки.
На примере проекта по высадке деревьев: положительный результат, которые показали школьники, – это совокупность усилий нашего Министерства образования и науки, компании и родителей, которые не сомневались и верили в своих детей. Это большой круг людей, без которых бы ничего этого не вышло.
Экспонат зала экспериментальной волны
Беспилотная авиационная система по высадке деревьев в автономных капсулах – экспонат виртуального «Музея детских изобретений», созданного «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Всего в пяти онлайн-залах экспонируется 30 проектов школьников в возрасте 7 – 17 лет, которые удостоились краевых, российских, международных наград или были запатентованы. Посетить музей можно по ссылке: https://muzeiizobretenii.aif.ru/.
Истории создания других разработок читайте на сайте perm.aif.ru в сюжете «Музей детских изобретений».