У подопечных детских домов порой возникают проблемы социализации в обществе. Ребятам сложно вступать в доверительные отношения, уметь строить планы на будущее, распоряжаться бюджетом.
Помочь детям могут наставники. Благотворительный фонд «Солнечный круг» разработал специальный проект. О том как он работает, читайте в материале «АиФ-Прикамье».
Нужно что-то большее
На секунду представьте себе такую жизнь ребёнка, когда из взрослых рядом – только воспитатели, из ровесников – «товарищи по несчастью». Ребёнку сложно доверять людям после того, как предали самые близкие. У кого попросить совета? С кем делиться самым важным? К кому пойти со своими вопросами?
В Перми работает фонд «Солнечный круг». Его сотрудники помогают детям, оставшимся без попечения родителей, найти новые семьи, определиться с будущим и понять, что делать после выхода из детского дома. В фонде разработали проект наставничества. Он предполагает, что любой желающий сможет стать для ребёнка из детдома не только помощником, но и другом.
«Свою работу фонд начал ещё в 2007 году, - рассказывает председатель «Солнечного круга» Анна Милованова, - тогда появилось огромное желание помогать детям, именно так родилось волонтёрское движение. Мы фотографировали детей, писали про них статьи и размещали на сайте. В 2009 нашу организацию официально зарегистрировали. Мы приезжали в детские дома, много общались с ребятами и понимали, что им нужно что-то большее. Так в 2013 году родилась идея проекта наставничества «Большой друг»».
Со временем такой человек становится для ребёнка настоящим приятелем. Он помогает в решении повседневных проблем. Наставником может стать человек старше 18-ти лет. Для этого нужно собрать все необходимые справки. Но предпочтения отдаются людям ещё старше - от 23 лет. Считается, что у них уже больше жиненного опыта.
Наставника самого сопровождают и помогают правильно общаться. На первое знакомство с ребёнком он едет вместе с куратором. Пару ребёнок-наставник подбирают психолог и куратор проекта на основании психологической совместимости (схожесть характеров, увлечений, и.т.д.) и кончено же обоюдного желания.
Благодарить за понимание
Поначалу наставник приезжает один раз в неделю. Ребята общаются и узнают друг друга. Когда между ними завязываются крепкие дружеские отношения, им разрешается выезжать за пределы учреждения, гулять, ходить в кино.
Пример такой дружбы - это 23-летняя Кристина (наставник) и 16-летний Тимур. Они познакомились год назад и за это время стали близкими друзьями, которые вместе могут пройти, как говорят в народе, огонь, воду и медные трубы. О своей дружбе Кристина всегда рассказывает с особым теплом:
«Он как-то сказал, что очень благодарен мне за прогулки, нравоучения, советы, печенье, за пример, за возможность высказаться и не бояться быть понятым неправильно. А я научилась у него правильно кидать мяч в кольцо, обходить стороной люки, готовить сладкую колбасу и молниеносно завязывать шнурки (смеётся). Тимур все планирует поставить меня на сноуборд», – рассказывает девушка.
Конечно, как и все дети в детском доме, Тимур не всегда любит рассказывать о своей прошлой жизни. Но иногда делится воспоминаниями из детства, не только хорошими, но и печальными.
«Иногда я молчу, а он, наоборот, показывает видео/фото/интервью/игры и рассказывает обо всём... Я не выбираю слов, чтобы донести до него какие-то простые истины. Говорю, как есть, и, мне думается, именно поэтому он честен со мной и не боится показаться плохим», – признаётся Кристина.
Проще общаться с ровесником
«Такая дружба очень влияет на состояние ребёнка, он становится спокойным, контактным и что немаловажно - начинает доверять людям. Наставники, а инициатива всегда идёт от него, уже имея за плечами опыт, помогают социализироваться (это не миф, в детском доме детей не учат самостоятельной жизни), решать жизненные неурядицы, - рассказывает психолог проекта «Большой друг» Яна Горчакова. - Надо понимать, что все дети имеют травмы. У них подорвано доверие к взрослым. Им в этом плане проще общаться со своими ровесниками. Но в таком окружении ребята не могут, например, нормально решить конфликт без драки. У них не получится с помощью одних слов разобраться в проблеме. Они просто не знаю, что можно по-другому. Тоже самое и с состоянием. Дети могут сказать, что им плохо, но описать внутреннее ощущения - нет. Всё происходит в процессе общения. У наставника и ребёнка могут появиться свои тайны и это очень хороший знак. Большой друг даёт опыт безопасных отношений. Это уважение, принятие ребёнка на вере и на доброте ».
Ребёнок настороженно принимает нового человека в своей жизни и раскрывается далеко не сразу. Порой наставнику приходится прикладывать массу усилий, чтобы помочь своему подопечному. Но это стоит потраченных сил, если помогает сделать чью-то жизнь лучше.