Пермячка Евгения (имя изменено по просьбе героини) ещё недавно была студенткой четвёртого, последнего курса, университета. Она со школы мечтала стать журналистом и поступила на эту специальность в вуз. Однако идиллия студенческой жизни рухнула на четвёртом курсе: академические задолженности привели к отчислению. О том, как девушка решила не бороться за то, чтобы остаться в университете и пережила отчисление – материал сайта perm.aif.ru.
Боялась сказать родителям
Самым сложным после отчисления стало известие родителям, особенно отчиму. Он оплачивал её обучение, а главное – заменил ей отца, умершего от туберкулёза
«Конечно, я люблю своего папу, – признаётся Евгения. – Но отчим воспитал меня с раннего детства. Мама познакомилась с ним, когда я была совсем маленькой. Он вложил огромный труд в моё воспитание. Поэтому он для меня настоящий авторитет».
Она долго откладывала этот разговор, но когда скрывать отчисление стало невозможно, решилась. Слёзы, взаимные упрёки – разговор был непростым. Отчим, глубоко разочарованный поступком девушки, на несколько дней прекратил с ней общение.
Поддержку оказала мать, проведя с дочерью долгую ночную беседу. Она взяла на себя роль миротворца, помогая наладить диалог между девушкой и отчимом.
В итоге отчим чуть оттаял и сказал: «Ты девочка неглупая, разберёшься». Но быстро пережить случившееся для Жени было непросто.
Чувство пустоты
Первое время после отчисления Евгения описывает как пустоту: исчезли ежедневные встречи с друзьями, шум аудиторий, динамика студенческой жизни. Освободившееся время сначала давило на девушку неопределённостью будущего.
Она пыталась заполнить его новой деятельностью. Девушка стала работать в автосервисе отчима и параллельно учиться в автошколе. Но поначалу всё виделось через призму потерянной жизни.
Освободившееся время сначала давило на девушку неопределённостью будущего.
«Просыпаюсь в восемь утра, еду в больницу лечить спину, вечером учу правила дорожного движения…» – вспоминает Евгения свой распорядок дня в первое время после отчисления из вуза.
Нет пути назад
Вскоре Евгения вспомнила наставления отчима о том, что она девочка неглупая и разберётся. И начала действовать. Она изучила, что востребовано на рынке, и прошла множество курсов – по макияжу, наращиванию ресниц и маникюру.
Успокоением для отчислившейся девушки стало и то, что она осознала: в её семье ни у кого не было высшего образования, но они живут достаточно комфортно. Это стало ещё одним аргументом в пользу того, чтобы понять: она не жалеет о решении.
«Я не хочу хвастаться, – говорит девушка, – но понимаю, что не всегда родители принимают выбор своих детей. Для меня важно было не просто сообщить факт о том, что я не буду больше учиться в вузе, но и объяснить им свои чувства. И мне повезло, что меня поддержали. Одна бы я с этим не справилась».
Сама Евгения сейчас относится к ситуации с ноткой философии.
«Здоровье важнее учёбы. Много успешных людей без высшего образования. Диплом — не гарантия успеха. Университет был скорее для родителей», – говорит она.
С будущей карьерой девушка пока не определилась. Она рассматривает множество вариантов, и даже планирует переезд из Перми в более большой и тёплый город. Отчисление, по её словам, не повлияет на карьерные планы.
«Даже во время учёбы я понимала, что журналистика – всё же не моё», – говорит она.
Ближайшие планы Евгении – сдать экзамен на права и, как она признаётся, «немного посидеть на шее у родителей» – пока не найдёт себя в новом деле. Возвращение в университет в её планы пока не входит, хоть девушка и не исключает, что через несколько лет может поступить куда-то на заочку.
Несмотря на отчисление, Евгения ценит дружбу, заведённую в университете: «Самые тёплые воспоминания– прогулки с друзьями после учёбы, кофейни, прогулы пар… Это незабываемо». Именно дружба, по словам Жени, останется самым ценным приобретением университетских лет.
«Принять опыт и двигаться дальше»
По словам пермского психолога Николая Стрелкова, в такой ситуации со стороны любящих родителей в любом случае должно идти понимание и принятие.
«В возрасте 21-22 лет личность человека уже сформирована. Пенять на дочь за то, что она не выполнила какой-то твой план – дело совершенно неверное», – поясняет он.
Николай Стрелков подчёркивает: у здоровой психики есть свойство, которое можно назвать «умеренным фатализмом» – когда человек немного верит в судьбу («Будет так, как должно быть, даже если будет иначе») и воспринимает все её перипетии естественно. И поэтому психически здоровый человек, сталкиваясь с временными поражениями, принимает их как интересный опыт и продолжает развиваться дальше, лучше понимая, что для него на самом деле важно.
«В подобной ситуации я бы посоветовал девушке остановиться и задуматься, в какую сторону она сейчас готова двигаться. Если же вчерашняя студентка совсем не понимает, "куда себя приложить", она может временно позаниматься какой-то простой работой – хоть курьером, хоть официантом, хоть на завод пойти. Понимание своего места в жизни придёт со временем. Ведь, как говорил Козьма Прутков, "каждый человек необходимо приносит пользу, будучи употреблён на своём месте". Если человек не смог закончить вуз, возможно у него просто другой путь», – резюмирует психолог.
Психолог Татьяна Тимирова поясняет, что родители часто видят своё продолжение в детях, и во многих случаях повзрослевшие дети идут получать высшее образование по запросу своих родителей.
«Родители, как правило, хотят лучшей жизни для своих детей, и высшее образование как будто может эти фантазии реализовать. Но часто фантазии родителей, разбиваются о действительность, в которой ребенок в какой-то момент начинает без энтузиазма относится к учёбе», – делится она.
А у студента, по словам собеседницы, могут быть и свои фантазии о будущей профессии, который рушатся про столкновении с действительностью, когда они узнают «кухню».
«Кроме того, личность взрослеет. Возможно мечты девушки о работе были проекцией мечт её окружения», – размышляет она
По словам собеседницы, в современном обществе «правильность» принимается за данное, а ошибки – за что-то очень плохое. Как будто нет возможности быть хорошим и при этом совершать ошибки.
«Миссия родителей в этом случае – принять себя, разрешать себе делать ошибки, помочь детям отделиться от семьи на определённом этапе взросления. Миссия детей – делать свои собственные ошибки, идти своим путём. Родителям и детям стоит разговаривать без манипуляций, разрешать друг другу собственный путь и собственные ошибки», – добавляет психолог.