Кино не просто развлечение, но и своего рода психотерапия. Оно помогает нам осмыслить свои чувства и переживания, снизить уровень стресса, обрести внутреннее равновесие. В кино человек переживает любовь, которой нет в его жизни, и испытывает эмоции, которых боится в реальности.
О том, что заставляет нас снова и снова смотреть фильмы, которые уже впору называть вечными, сайт perm.aif.ru побеседовал в День кино с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Александром Вайнером.
Где она, идеальная любовь?
Почему люди так любят кино? По мнению доктора Вайнера, ответ прост: оно дарит нам то, что мы не можем получить в обыденной жизни. Ведь реальность зачастую отказывается соответствовать нашим ожиданиям. А кинематограф в этом смысле не подводит.
«Есть три секрета популярности кино. Первый: кинематограф демонстрирует то, что в реальной жизни трудно или невозможно. Чего у человека нет, но очень хочется. И ярким примером тут является безусловная, не требующая доказательств любовь», – поясняет Александр Вайнер.
Не будем лукавить: о любви, не выставляющей условий, действительно мечтают многие. Однако в реальности любовь всегда сопряжена с испытаниями, ожиданиями, компромиссами. Другое дело – кино: нажал кнопку – и вот она, идеальная любовь, на экране.
Таких фильмов, подсказывает психотерапевт, очень много: «Амели» (18+), «Вечное сияние чистого разума» (18+), «Унесённые ветром» (12+), «Титаник» (12+), «Красотка» (18+), «Английский пациент» (18+) и т.д. Но особняком, считает он, стоит фильм «50 оттенков серого» (18+).
«Именно этот фильм иллюстрирует современную мечту об идеальной любви. Да, как произведение искусства он не вошёл в анналы и скрижали. Зато показал динамику “мечт” о любви. Если раньше акцент был на безусловном принятии (“Хочу, чтобы меня любили просто за то, что я существую”), то сейчас этого недостаточно. Теперь нужно, чтобы меня любили за то, какой я особенный. И это при том, что “50 оттенков серого” – по сути, описание главной героини, – размышляет Вайнер. – Основная идея фильма: неважно насколько ты заурядный человек – всё равно к тебе приедет принц на чёрном мерине. Разглядит неповторимую красоту снежинки, отвалит самосвал денег, хорошенько займётся сексом. А от тебя требуется лишь вера в собственную уникальность и избранность».
Неудивительно, что тираж бумажной версии «50 оттенков» перевалил за 30 миллионов, в моменте обогнав даже «Гарри Поттера». А фильм собрал более 400 млн долларов.
Просмотр фильма как поход в туалет
Ещё один секрет популярности кино – его способность вызывать катарсис, то есть резкое снижение психического напряжения. Смотря фильмы, мы смеёмся, тревожимся, радуемся, боимся, злимся. Чувствование этих эмоций, или, как сейчас модно говорить, их проживание, снижает напряжение психики. Как бы очищает её.
«Поскольку напряжение связано с неудовлетворёнными потребностями, то в головах 99% людей его более чем достаточно. Но мы не чувствуем напряжение как таковое. Мы осознаём его через эмоции. Вот только заставить себя прожить эмоции усилием воли не получится. В результате многие пребывают в ощущении постоянного эмоционального запора. Образно говоря, кишечник переполнен, а сходить в туалет не получается. И в каком-то смысле просмотр фильма похож на поход в туалет. Избавляет от накопившегося напряжения и избытка эмоций. Попроживал страх с “Ведьмой из Блэр” (18+), поплакал с “Хатико” (0+) или похохотал с Джимом Керри – и пусть ненадолго, но страданий, связанных с невозможностью жить так, как хочется, стало меньше», – говорит психотерапевт.
В каком-то смысле просмотр фильма похож на поход в туалет. Избавляет от накопившегося напряжения и избытка эмоций.
Причём, что именно рождает сильные эмоции, не столь принципиально, считает он. Это вопрос вкуса, насмотренности, уровня культуры. Для одних это может быть «Криминальное чтиво» (18+), для других – «Мама Рома» (16+), для третьих – «Самый лучший фильм-2» (18+). Эмоциональное воздействие кино субъективно и зависит от индивидуального восприятия. Главное, что все эти фильмы выполняет свою основную функцию – помогают отреагировать эмоции. И тем самым уменьшают страдания, вызванные реальностью.
История должна быть интересной
Истории, из которых соткана наша жизнь, зачастую довольно скучны. Родился, учился, женился, съел две тысячи котлет, износил пять тёмно-серых костюмов – и умер. Поэтому очень важно, чтобы фильм уравновешивал скуку жизни своей интересностью. Возможность рассказать интересную историю – в этом, по словам Александра Вайнера, заключается третий секрет популярности кино.
«О какой бы желанной иллюзии ни пытался поведать нам автор, если история рассказана скучно, то ни смотреть, ни слушать её никто не захочет, – уверен он. – Потому и уникальны, например, книги и фильмы о Гарри Поттере (12+). Там есть и несбыточная мечта, и эмоциональное очищение, но главное – Джоан Роулинг смогла рассказать историю интересно и увлекательно. Что для психики обычного человека гораздо важнее, чем гений Толстого или Гоголя».
С этим трудно не согласиться. По большому счёту, новых сюжетов ведь практически не существует. Мы всё уже видели и в кино, и в жизни. Вспомните старую шутку о том, что житель российской глубинки вышел на улицу и случайно посмотрел фильм “Левиафан” (18+). А вот рассказать вполне себе тривиальный сюжет интересно – это да! Тут нужен особый талант, который ни за какие деньги не купишь.
Для иллюстрации этого Вайнер предлагает сравнить две экранизации одной и той же книги. Речь о «Второй жизни Уве» (18+) Фредерика Бакмана. Сюжет её прост: Уве – угрюмый пожилой мужчина, искренне полагающий, что его окружают идиоты. Но в один прекрасный день в соседях у старика оказывается молодая семья. И это соседство перерастает в невероятно трогательную историю о любви, дружбе и бездомных котах.
«В 2015 году книгу экранизирует шведский режиссёр Ханнес Холм. У него всего 3 млн долларов и ноль звёздных актеров, – напоминает доктор. – При этом в фильме есть всё: и несбыточная мечта о любви, и сильные эмоции, и интересно рассказанная история. В 2022-м ту же самую книгу экранизирует Марк Форстер – его фильм называется “Мой ужасный сосед” (18+). И вроде бы Форстер неплохой режиссёр, и бюджет у него 50 миллионов, и в качестве авторов сценария автор книги Фредерик Бакман и режиссёр первой экранизации Ханнес Холм. А в главной роли там не кто-нибудь, а Том Хэнкс (“Форрест Гамп” (18+), “Зелёная миля” (18+), неоднократный лауреат премии “Оскар”). Но фильм, уж извините, скууучный.
К слову, с абсолютно такой же банальной завязки (одинокий вдовец и новые соседи) начинается и один из самых трогательных фильмов Клинта Иствуда «Гран Торино» (18+). Что ещё раз доказывает: первичен не сюжет, а мечта, катарсис и история, рассказанная интересно».