Примерное время чтения: 8 минут
1291

Нобелевский лауреат из молотовского техникума

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Прикамье 15/07/2009

В «ЗАХОЛУСТНЫЙ, патриархальный» Молотов 12-летний Славка с мамой и сестрёнкой прибыл 31 декабря 1947 года. Мама продала шерстяную кофточку, на вырученные 150 рублей успела купить только несколько килограммов мандаринов. Остальные деньги тут же украли. Мандарины, могучая Кама-река и неистовый снег - таким запомнился ему первый Новый год на Родине…

Космополит поневоле

- ДА, я повидал мир, побывал на всех континентах. Должен сказать, мы живём на небольшом Ноевом ковчеге, который несётся сквозь Космос. И его надо беречь. Но считаю ли я себя космополитом? Знаете, раньше было такое ругательство: «космополит безродный». Очень опасное для жизни…

 

 Оговорка эта не случайна. Он хорошо помнит, какой возвращалась мама под утро после ночных допросов в НКВД. Он отлично помнит ощущение «катастрофы» в первый год жизни в Молотове.

 - Мама тогда очень сильно заболела. И сказала: «Тебе надо быстрее вставать на ноги, ведь у тебя есть младшая сестра. Иди учиться в техникум». Это всё, что она сказала. И это на меня подействовало.

 Выбирать место учёбы долго не пришлось: сыну белогвардейского офицера дорога не была заказана только в Молотовский коммунально-строительный техникум (сейчас - Пермский строительный техникум), который он с отличием окончил в год смерти «отца народов». Пять лет «молотовского периода» он назовёт позже «формативными».

 «Почему    не делаешь типы линий?!»

- ПОЧЕМУ-ТО в тот год, когда мы заканчивали МКСТ, защита дипломов была 25 августа. Поэтому в Свердлов-ский УПИ на стройфак меня зачислили в середине сентября. Пока ждал зачисления, спать приходилось на столе в комнате у приятеля-второкурсника, с которым мы были знакомы по пермской школе №37. В итоге я пропустил две недели, а по черчению как раз изучали типы линий. Ну, я думаю про себя: «Зачем мне эти типы линий? Я только что диплом сделал!» Вдруг вызывают меня в комитет комсомола факультета. «Сейчас куратор с тобой будет разговаривать». Заходит рослый парень, и зычным голосом произносит: «Ты Тимашев? Я Елцин (Святослав Анатольевич почти кричит, пародируя молодого Ельцина, фамилию произносит без мягкого знака), ваш куратор! Почему не делаешь типы линий?» Так я познакомился с Борисом Ельциным, с которым мы общались тридцать лет, пока его не позвали в Москву.

 

Во время учёбы в УПИ Святослав заинтересовался металлоконструкциями и строительной механикой. После института по распределению попал в НИИ Академии строительства и архитектуры СССР. Так начиналась научная карьера Тимашева и… дорожка к Нобелевской премии мира.

С Гором пополам

- СВЯТОСЛАВ Анатольевич, так за что же вы удостоились Нобелевской премии?

 

 - В 2004 году я выступал в Хьюстоне на конференции, посвящённой проблемам надёжности и безопасности нефтяных и газовых трубопроводов. Ко мне подошёл знакомый профессор из Оксфорда: «Слава, при ООН есть межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC). Присоединяйся к нам!»… Став членом IPCC, я участвовал в разработке доклада третьей рабочей группы. По сути, этот доклад - научная монография, которую несколько лет готовили ученые из 36 стран, раз в год встречавшиеся на недельной сессии. Я входил в группу из девяти учёных, которые написали главу по проблемам перспектив и рисков трубопроводной транспортировки углекислого газа. Считается, что проблема глобального потепления связана, прежде всего, с растущими промышленными выбросами СО2. Чтобы их снизить, предлагается улавливать газы и закачивать в глубинные слои земли или на дно глубоководных зон Мирового океана. И вот тут встаёт вопрос транспортировки.

 В 2007 году Нобелевский комитет решил премию мира разделить пополам. Половина досталась бывшему вице-президенту США Альберту Гору, вторая часть - IPCC за «разработку мер, необходимых для предотвращения изменения климата человеком».

КСТАТИ
ОН С РОЖДЕНИЯ был  бречён стать космополитом. Сын Офицера колчаковской армии первый год жизни провёл в Харбине островке - осколке царской России. Затем до переезда в СССР (а случилось это уже после смерти отца, когда другой отец - народов - Сталин поманил заблудших сынов погибшей империи домой) жил в Тяньзине. Нянька  - китаянка, первая школа - немецкая, во второй, которую опекали монахи-

францисканцы, преподавали на английском и французском. Поэтому к десяти годам Славка мог начать фразу на одном языке, продолжить на другом и закончить на третьем. Уже став учёным, исколесил весь мир. Вторая жена - американка. Да и паспорт гражданина США имеется. Ну разве не космополит?

 

АЭС в Прикамье? Почему бы и нет

 - ВЫ - пример успешного учёного, живущего в России. Как оцениваете состояние отечественной науки сегодня?

 

 - Развал СССР и экономические реформы без понимания их последствий привели к тому, что очень много светлых голов уехали за границу. За что, кстати, их нельзя винить. В человеческом плане мы сегодня продолжаем терять в год до миллиона человек. С другой стороны, в новых условиях наши монополии и богатые компании не очень-то нуждаются в отечественной науке. Зачем, когда можно купить за рубежом? Они проповедуют такой подход: сначала сделайте и принесите нам готовый продукт, а мы посмотрим, нужен он нам или нет.

Наконец, виновата сама наука. Почему на Западе она пользуется авторитетом? Потому, что решает задачи, которые позволяют создавать богатства, двигать экономику вперёд. А какая позиция в нашей Академии наук? «Мы - элита, все остальные - клопы, и в науке не разбираются. Только мы, академики, разбираемся. Нас нельзя трогать, потому что мы занимаемся фундаментальной наукой». Вот только когда их наука найдёт применение, никто не знает.

- Но продолжающаяся «утечка мозгов» на Запад свидетельствует, что российская наука всё же котируется в мире?

 - Мы традиционно сильны в точных науках, программировании. Не случайно директор российского филиала «Intel» сказал: «Если перед вами стоит трудная задача, дайте её американцам для решения. Если она очень трудная, то - индусам. Если она невозможная, обращайтесь к русским».

 - Одна из специализаций научно-инженерного центра, который вы возглавляете, - анализ техногенных рисков. В Прикамье уже несколько лет ведутся разговоры о строительстве АЭС. Стоит нам её строить или нет?

 - Во Франции около половины всей электроэнергии производят АЭС. За всё время у них не произошло ни одной серьёзной аварии. И они прекрасно живут, общество воспринимает этот риск как нормальный. Мне кажется, если следовать примеру Франции, и создавать безопасную технологию, то в Прикамье можно строить АЭС.

 

СПРАВКА

СВЯТОСЛАВ ТИМАШЕВ Родился 26 июля 1935 г. в Харбине (Китай). В 1947 г. с

семьёй переехал в СССР, в город Молотов, где окончил МКСТ по специальности «Строительство и эксплуатация жилых и коммунальных зданий». В 1953 г. поступил в УПИ на специальность «Промышленное и гражданское строительство». С тех пор живёт и работает в Свердловске. С 1999 г. часть времени проживает в сша.

Директор научно-инженерного центра УрО РАН «Надёжность и ресурс больших

систем машин». Доктор технических наук, профессор. Автор многих научных трудов. Удостоен звания «Почётный учёный России». Член Академии проблем качества РФ, Вашингтонской академии наук, Фулбрайтовской академии наук и технологий (США). Международный лектор по проблемам охраны природы. Член державного ордена православных рыцарей госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского.  Есть сын. Родная сестра Ольга Тимашева - доктор медицинских наук, профессор - проживает в Перми.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах