У всех нас ещё свежи в памяти кадры крушения теплохода «Булгария». Горе людей, потерявших близких, шок от мысли, что в стране не осталось ничего надёжного, цветы и детские игрушки на пристани и на волнах. Всё это рождало не только извечный вопрос «Кто виноват?», но и «Что делать, чтобы избежать повторения трагедии?»
Катастрофа
Двухпалубный теплоход «Булгария» принадлежал Камскому речному пароходству и был отдан в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур», которое не имело лицензии на право пассажирских перевозок. 10 июля 2011 года в 13.30 при плохих погодных условиях судно сильно накренилось на правый борт. Произошло затопление палуб и внутренних помещений. За несколько минут «Булгария» полностью затонула на глубине 18 м в 2560 м от правого берега Волги, в районе села Сюкеево. В результате крушения теплохода погибли 122 человека, 79 удалось спасти благодаря помощи экипажа проходившего мимо судна «Арабелла».
Память
Сегодня, 10 июля, в п. Сюкеево в Татарстане открылся памятный мемориал напротив места катастрофы теплохода «Булгария». На берегу Волги построили православную часовню, мечеть и стену памяти. Стена сделана из монолитного бетона, облицованного гранитом. На ней изображён затонувший теплоход «Булгария» и золотыми буквами выбиты имена 122 погибших. Из официальных лиц на церемонии побывал министр транспорта РФ Максим Соколов. Он вручал ордена и медали сотрудников МЧС, отличившихся в поисково-спасательной операции.
Кто виноват?
Главный вывод следствия: несчастье стало возможным из-за человеческого фактора - лени, жадности и коррупции. К уголовной ответственности привлечены пять человек: Рамиль Хаметов, помощник капитана, Светлана Инякина, субарендатор «Булгарии», Яков Ивашов, эксперт Российского речного регистра, и два сотрудника Ространснадзора - Ирик Тимергазеев и Владислав Семёнов. В зависимости от роли каждого им предъявлены обвинения, предусматривающие наказания от 4 до 10 лет лишения свободы. Основную вину следствие возлагает на Инякину и Ивашова. Первая допустила к работе неквалифицированный персонал, второй - внёс в документы Регистра ложь о годном техническом состоянии теплохода.
Капитан
Уголовное дело по факту крушения «Булгарии» возбудили через несколько часов после катастрофы. В ходе следствия было допрошено более тысячи свидетелей, потерпевших и должностных лиц. Капитан теплохода Александр Островский и механик Владимир Подъячев обвинялись в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна, повлекшее смерть двух и более лиц. Но, поскольку оба обвиняемых погибли во время кораблекрушения, уголовное преследование в их отношении прекращено.
Суд
5 июля суд продлил срок содержания под стражей Светлане Инякиной и Якову Ивашову до 12 октября 2012 года. С 7 июня по настоящее время продолжается процедура ознакомления с материалами следствия пятерых обвиняемых. Уголовное дело о гибели теплохода «Булгария» насчитывает 96 томов. Ранее с уголовным делом ознакомились потерпевшие. Следствие планирует передать дело в суд осенью этого года. Полностью свою вину признал только сотрудник Ространснадзора Семёнов.
Позор
Мимо терпящих бедствие пассажиров «Булгарии» прошли, не оказав помощи, два корабля - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский-66». Капитана «Арбата» Юрия Тучина суд приговорил к штрафу в размере 130 тыс. руб. Капитана «Дунайского-66» Александра Егорова приговорили к штрафу в размере 190 тыс. руб. и лишили права занимать капитанскую должность.
Кстати
В память о детях, погибших при крушении «Булгарии», американская певица и композитор Лиза Ла Рю написала 13-минутную композицию «Lemniscate - Children of the Bulgaria». Рассказ о трагедии с «Булгарией» напомнил ей рассказ матери о детях её родного индейского племени Чероки. Когда мама Лизы жила в церковном приюте, всех чистокровных детей индейцев запирали на ночь, чтобы они не сбежали. Однажды здание сгорело вместе с детьми. Песню, написанную в жанре прогрессивного рока, впервые исполнят в США сегодня, 10 июля.